Было принято решение модернизировать производство, а часть территории передать для создания кластера — городского пространства, которое могло бы решить не только социальные, но и образовательные задачи региона.
В июне сам завод был передан в прямое управление Ростеху. К слову, завод «Октава» — предприятие, которое является настоящим брендом для города и его жителей. Он выпускает электроакустическое оборудование: например, микрофонами «Октавы» пользуются такие звезды, как U2, Sting, Radiohead и многие российские исполнители.
Кластер займет четыре этажа одного здания завода. На первом этаже появятся публичная профессиональная библиотека, студия звукозаписи, электронная мастерская «Фаблаб». На втором — Музей станка и музейный магазин. Третий этаж займет Высшая техническая школа. На четвертом будут находиться коворкинг-центр «Точка кипения», Кванториум, зин-редакция, которая будет выпускать тематическую газету кластера «Октава», и другие проекты.
Над созданием кластера работает команда экспертов урбанистики, городского планирования, культуры и искусства, промышленного маркетинга и бизнеса. Среди специалистов — комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова, заместитель генерального директора по маркетингу НЦИ Ольга Пивень, куратор общественных пространств, основатель архитектурного бюро Orchestra Екатерина Гольдберг, советник по социальной и культурной политике технопарка «Сколково» Дария Женихова и многие другие. Руководит проектом Василий Бровко — директор по особым поручениям госкорпорации Ростех, председатель Совета директоров завода «Октава».
Екатерина Гольдберг и Алиса Прудникова презентовали проект в Екатеринбурге, на площадке форума «Культура как предприятие», который проходил в рамках Уральской биеннале. Гольдберг имеет большой опыт создания долгоиграющих проектов и будет работать над общественными пространствами на территории завода; а Прудникова умеет превращать индустриальные площадки в культурные — ее опыт проведения в Екатеринбурге биеннале говорит сам за себя, поэтому ее пригласили в команду авторов первого в России Музея станка.
«Октава» уникальна тем, что это пример государственно-частного партнерства — госкорпорации Ростех и инвестора Михаила Шелкова. Кроме того, в проекте совместят культурную среду и промышленное производство.
Как рассказала «РБК-Екатеринбург» Екатерина Гольдберг, в последнее время завод «Октава» переживал кризис: большая территория простаивала из-за того, что современное производство не требует тех мощностей, какие были в XX веке; имеющийся персонал не был загружен полностью, а молодые специалисты не спешили идти работать сюда — молодежь предпочитала вообще уезжать из города. Создание кластера должно решить все эти проблемы. По словам Гольдберг, в «Октаве» появятся две ключевые функции: на втором этаже разместится Музей станка, как важная культурная институция, на третьем — Высшая техническая школа для людей, задействованных в промышленности. Их будут обучать новым навыкам и повышать их квалификацию.
«Ростех поставил нам задачу изучить Тулу, завод и жизнь его работников, узнать, чем они интересуются, что создают сами, — и на стыке этого создавать общественные пространства», — отмечает Екатерина Гольдберг. Под общественными пространствами здесь подразумеваются не только кафе, библиотека и книжный магазин, но в первую очередь — лаборатория звука, мастерские и пространства под производственные стартапы, которые и будут формировать концепцию кластера.
По словам Гольдберг, архитекторы делают акцент на том, чтобы сохранить элементы старого завода: их превратят в предметы интерьера и главные составляющие пространства. Во дворе, например, будут представлены элементы самого предприятия, а также мебель и другие предметы, произведенные в мастерских кластера.
По словам Гольдберг, архитекторы делают акцент на том, чтобы сохранить элементы старого завода: их превратят в предметы интерьера и главные составляющие пространства. Во дворе, например, будут представлены элементы самого предприятия, а также мебель и другие предметы, произведенные в мастерских кластера.
Творческий индустриальный кластер «Октава» откроется уже в конце этого года. Екатерина Гольдберг отмечает, что помимо запускающейся части есть еще и другие — пока свободные пространства. «И уже сейчас, на этапе поиска стартапов, стало понятно, что места для всех желающих не хватит, — говорит она. — Поэтому мы стали смотреть на территорию вокруг и на то, как можно развивать целый квартал. Горожане и люди с завода тоже будут играть свою роль в этом развитии».
Одна из ключевых составляющих кластера — Музей станка, который будет рассказывать историю государства и мира через историю станкостроения, потому что становление машин, которые что-то производили, заводов и всей индустриализации в целом отражает политические и военные конфликты, которые влияли на страну.
Музей станка станет образцом музея современного типа. Его экспозиция будет сочетать в себе традиционные экспонаты с мультимедийными проектами и новейшими технологиями: проекциями, аудиоконтентом, интерактивными дисплеями. На такой формат работы с аудиторией — с ее вовлечением в экспозицию и полным погружением в тему — переходят или уже перешли многие музеи мира и России.
Постоянную экспозицию музея станка в Туле откроют в марте 2018-го. Алиса Прудникова рассказала, что площадь музея — тысяча «квадратов», для экспозиции это не так много (учитывая, что один прокатный стан может быть размером с дом). Разгуляться, признается Прудникова, негде, однако вполне возможно создать выставку из десяти станков, сквозь которые будут проходить экскурсии через несколько слоев: урбанистический, культурный, истории производства
В музее будут представлены машины, произведенные не только в Туле, но и из других городов и стран. Вполне понятно, что закупать для музея новейшие станки, которые стоят огромных денег и будут при этом простаивать, нецелесообразно, поэтому у экспозиции будет серьезная медийная составляющая. «Современную супертехнологичную промышленность мы покажем в виртуальном виде», — говорит Алиса Прудникова.
По ее словам, генеральная идея музея в том, что каждый из десяти станков являет собой определенный период и раскрывает какой-то слой: ты сам выбираешь контекст и идешь по нему. Всего слоев — восемь. Одного посетителя можно провести по экспозиции восемь раз — и каждый раз это будет что-то новое, с особым театральным подходом. Это решение для статичного музея, который имеет ограниченное пространство. Серьезная медийная составляющая и сменный контент помогут это все выстроить.
Алиса Прудникова отмечает, что для нее создание Музея станка (постоянного проекта, а не временного, как Уральская биеннале) стало настоящим вызовом: посмотреть, как тему индустриализации, которую в Екатеринбурге прорабатывают годами, раскрыть в конкретном кейсе, и заставить людей полюбить эти огромные машины.
«Моя главная концептуальная задумка — сделать так, чтобы посетители музея прошли экскурсию через истории людей, которые работали на этих станках, через историю дизайна: плакатов о станках и работе, — говорит Алиса. — Через истории, где были произведены станки, почему именно в той стране и в то время».
Каждый станок в музее будет окружен экранами, которые будут рассказывать истории определенных слоев, будут и 3D-модели станков, настоящие версии которых по понятным причинам вместить на площадку не удастся.
Главная задача для музея — максимальное вовлечение посетителя. Главный вызов, который стоит сейчас перед создателями, — сделать так, чтобы экспозиция не устарела к моменту открытия. Поэтому контент будет постоянно меняться, а кураторы будут работать над тем, чтобы слои и истории обновлялись.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов