На Урале «бум» мошенничеств с переводом пенсии в НПФ
В 2017 году произошло резкое увеличение по сравнении с прошлым годом обращений граждан в Центральный банк РФ, в связи с переводом накопительной части пенсии в различные негосударственные фонды (НПФ). Об этом РБК Екатеринбург сообщили в уральском управлении мегарегулятора. Все жалобы рассматривает специально созданное в структуре ведомства Управление по защите прав потребителей финансовых услуг.
Процедура перевода пенсии из одного пенсионного фонда в другой максимально регламентирована. Во-первых, между гражданином и НПФ должен быть заключен прямой договор об обязательном пенсионном страховании, а заявление об этом направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) не позднее 31 декабря текущего года.
Подать заявление можно тремя способами: лично в территориальный орган ПФР; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или в форме электронного документа. Закон декларирует лично присутствие гражданина при подаче заявления и проверку его подлинности, однако на практике возникают случаи подачи неустановленными лицами от имени граждан подложных заявлений о переходе.
Известно о четырех сценариях, которые чаще всего используются для совершения мошеннических действий:
Агенты НПФ осуществляют поквартирный обход граждан, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда Российской Федерации:
• распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ «обязателен» для всех граждан;
• убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого являются агенты, или делают заявления о будущем доходе НПФ, полученном от инвестирования средств пенсионных накоплений;
• распространяют вводящую в заблуждение информацию о фондах-конкурентах.
Агенты фондов «продают клиенту» НПФ незаметно
Чаще всего они являются сотрудниками страховых и кредитных организаций, входящих с фондом в одну группу компаний. Тогда под предлогом получения льготных условий при оформлении страховых и банковских услуг (в том числе, замене банковских карт) предлагают перевод накоплений за льготные проценты, или в рамках предоставления услуги дополнительно включают договор о переводе пенсии в НПФ в пакет документов, чтобы клиент незаметно подписал его в числе прочих документов.
НПФ навязан работодателем
При устройстве на работу работодатели вынуждают будущего работника подписать договор пенсионного страхования в конкретный НПФ:
• отделы кадров на предприятиях при отказе в переводе накоплений отказывают в приёме на работу;
• кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении договора.
Достаточно сказать «да» по телефону
Новинка текущего года — холодный обзвон. Граждан вводят в заблуждение сообщениями о том, что недавно они стали клиентами какого-либо «НПФ» известно о множестве случаев от лица пенсионного фонда «Согласие» и «Газпромнефть». Как правило, агент уже имеет информацию о номере СНИЛС и других персональных данных застрахованного лица и ему предлагается лишь подтвердить, что услуга интересна. Такой звонок может означать, что агент уже написал заявление от вашего имени.
ЧТО ВСЕ ЭТО ОЗНАЧАЕТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
С 1 января 2015 года при подаче заявления застрахованного лица о досрочном переходе в НПФ или в ПФР человек теряет инвестиционный доход, полученный от инвестирования его накоплений. Поэтому мегарегулятор рекомендует внимательнее относится к любым процедурам.
1. Представители ПФР не ходят по домам, и открывать двери незнакомым людям, показывать им свои документы — не разумно.
2. Если вас просят сообщить номер СНИЛС по телефону или звонят, чтобы подтвердить информацию, высланный на личный номер, лучше уточнить цель отправления данного сообщения, так как оно может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.
3.Внимательно читайте все, что подписываете. Всегда.
4. Отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию можно на портале государственных услуг Российской Федерации в разделе «Пенсионные накопления».
Заявления о переводе части пенсии в НПФ Пенсионный фонд России рассматривает лишь в первом квартале следующего года. Если гражданин никаких заявлений не писал, но получил сигнал о том, что такое обращение есть, необходимо зафиксировать этот факт и заранее направить в НПФ претензию в письменном виде. В случае, если гражданина действительно перевели в НПФ, который он не выбирал, можно обратится в суд, указав в исковом заявлении в качестве ответчика негосударственный фонд, а в качестве третьего лица — ПФР. По данным вопросам сформирована положительная судебная практика.
Законодательно установлено, что фонды несут ответственность за действия своих агентов. Так, за предоставление подложных заявлений НПФ несут ответственность в соответствии с КоАП (часть 10.1 и 10.2 статьи 15.29 КоАП). Однако есть сложность с применением данной статьи — это сбор доказательств, связанных с тем, что подпись на заявлении действительно была поддельной.
По мнению Банка России, требования к деятельности агентов НПФ должны быть детально прописаны. В настоящее время регулятор разрабатывает требования к содержанию базового стандарта по защите прав потребителей саморегулируемых организаций НПФ. В частности, базовый стандарт должен будет содержать порядок осуществления деятельности по НПО и ОПС агентами фондов и требования по ответственности агентов, кроме того, будут установлены требования о ведении фондом реестра агентов фонда, условиях и порядке включения и исключения из реестра.