«Познакомился с опубликованными материалами о намерении построить храм на городском пруду в самом центре Екатеринбурга. В этом городе я учился и получил профессию архитектора. Он мне хорошо знаком и очень дорог. Хорошо представляю место намечаемого строительства.
Прежде всего — о градостроительном решении проекта.
Городской пруд — это совершенно самостоятельная историческая ценность, основополагающий элемент идентичности города. К сожалению, на мой взгляд, недавняя застройка высотными зданиями берегов пруда не в лучшую сторону изменила его масштаб и градостроительное значение. Но она хотя бы отражает свое время. Постановка наряду с ней, да еще и на воде некоего подобия исторического объекта никак не соответствует подлинной истории города. Скорее, это похоже на аттракцион в духе Диснейленда. Как-то не достойно ни самого города, ни русской православной церкви.
С удивлением узнал о том, что проект разработан якобы со ссылкой на «ярославский стиль». Я работаю в Ярославле уже более сорока лет. Поэтому с особенностями храмовой архитектуры Ярославля достаточно хорошо знаком.
Самые известные ярославские храмы были возведены почти одновременно — в течение второй половины XVII века. Строили их на месте ранее стоявших деревянных церквей ярославские купцы, невиданно разбогатевшие к этому времени. Строили, соревнуясь между собой и не забывая своих интересов. Поэтому большинство ярославских храмов стоит на высоком подклете, используемом в качестве складских помещений. Массивный четверик храмов окружен многочисленными галереями-гульбищами и крыльцами. Особенностью большинства ярославских храмов являются огромные барабаны и купола, чья совместная высота практически равняется высоте четверика. При этом все они имеют высоту не более 37 метров. Храмы часто белились, а основу их декоративной узорочности составляли богатые изразцовые уборы.
В эскизе храма святой Екатерины я не увидел ничего, даже близко похожего на «ярославский стиль». Да и зачем, вообще, он нужен в Екатеринбурге — городе совсем другой эпохи? Кстати, мне этот храм своими куполами всё же больше напоминает собор Василия Блаженного. Правда, совсем непонятно, почему они возвышаются над зданием в духе нарышкинского барокко. Какая-то странная пародия на собор Василия Блаженного. Очень жаль!
Об аутентичности проектируемого храма.
На мой взгляд, он, вообще, выпадает из истории Екатеринбурга. Строить в XXI веке в городе, основанном в XVIII веке, храм, похожий на церкви XVI или XVII веков — затея странная. В том же самом Ярославле в начале XVIII века в благодарность Петру Великому был построен Петропавловский собор, чей образ никак не повторяет средневековые ярославские храмы, но абсолютно идентичен петровским идеалам. Он — дань своему времени. А в XIX веке в Ярославле строились храмы в классическом стиле. Каждое время достойно своего архитектурного выражения".
Напомним, в начале сентября жители Екатеринбурга в третий раз обняли Городской пруд в знак протеста против строительства храма святой Екатерины на насыпном острове. До этого «обнимашки» устраивались в апреле и феврале. Также в городе проходили несанкционированные пикеты, по результатам которых полиция задерживала несколько граждан.
Врио губернатора Свердловской области назвал противников строительства религиозного сооружения «общественными террористами». К ним, судя по всему, относятся не только рядовые граждане, но и признанные уральские архитекторы, а также экологи, в том числе — представители Института экологии растений и животных УрО РАН, которые заявили о серьезных экологических последствиях в случае строительства храма.
их мнение никого не интересует
они уже все решили и бабки выделены - надо освоить. и пофиг им на общественное мнение.
прям как накануне армагеддеца - срочно настроить храмов - типа в них спасение? скоро у каждого прихожанина будет персональный храм - попов столько нет.
почти по маяковскому - "больше храмов - хороших и разных!" (с)
Вот и воюют с народом
Вот они то и есть общественные террористы!
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов