Русская православная церковь рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря в центре Москвы, где располагается Музей Андрея Рублева. Об этом 16 февраля заявила глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).
Вполне естественно, что страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг предполагаемой передачи РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, проецируются и на сообщения о том, что церковь присматривается к столичному музею. Однако речь о том, чтобы это сделать как можно быстрее, пока не идет. Это подчеркнула и игумения Ксения. «Вопрос рассматривается на перспективу», — заявила она.
Сама постановка вопроса, можно или нельзя передавать имущество церкви, не верна по сути, считает директор портала «Православие и мир», протоиерей Александр Ильяшенко.:
«Православие и мир», протоиерей «Любому владельцу можно сказать, а какая нужда тебе владеть этим комплексом. Да, там есть замечательный всемирно известный музей, но ему тоже можно задать такой вопрос. Как взаимодействовать церкви и музейным работникам? Это проблема, которую нужно решать, и проблема очень трудная. Ее должны обсуждать специалисты в спокойной доброжелательной атмосфере, и, наверное, для этого требуется время».
Основанный в XIV веке Андроников монастырь — один из самых старых в Москве, а его собор — и вовсе самое древнее здание столицы. Он всегда имел огромное культурное значение для города: именно здесь до распространения книгопечатания находился один из главных центров переписки книг. Но монастырская жизнь здесь уже давно угасла: к моменту революции, вскоре после которой монастырь закрыли, в нем насчитывалось всего 17 монахов. Нет монахов в Андроникове и сейчас, рассказывает гендиректор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин:
«Монастыря там нет, там есть приход. Отношения у нас самые добрососедские, никаких противоречий. В музейном здании, принадлежащем музею, в Спасском соборе находится приход, регулярно проводится служба. Я не готов комментировать слухи. Когда я услышу такое официальное заявление или увижу документы, тогда я готов буду обсуждать».
В начале 1990-х годов, когда звучали голоса о необходимости вернуть в церковь иконы, хранившиеся в Третьяковской галерее, в частности, привезенную в Россию в XII веке Владимирскую икону Божией Матери, искусствоведы хватались за голову: древние доски, хрупкие красочные слои при транспортировке и неправильном содержании могли быстро разрушиться. В результате нашли компромисс: иконы были помещены в Храм святителя Николая, находящийся на территории галереи. За их сохранностью, за температурным и влажностным режимом следят специалисты. Сейчас потенциально возникает схожая проблема, говорит музеевед и искусствовед Александра Калякина:
«Музей древнерусской живописи имени Андрея Рублева — это же уникальное собрание. Поэтому, честно вам скажу, я не очень представляю, как это все будет. Ведь нужны особые условия хранения, особые условия для реставрации, для экспонирования. Не знаю».
Как заявила игумения Ксения (Чернега), она уже призвала правоохранительные органы обратить внимание на незаконное, по ее мнению, строительство, которое ведется у стен монастыря. На это уже отреагировал первый замминистра культуры Владимир Аристархов, который заявил, что эта территория не принадлежит федеральному Музею имени Андрея Рублева.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов