В правительстве отказались снять запрет на въезд в Россию людей с ВИЧ
Для борьбы с дискриминацией ВИЧ-инфицированных Минздрав предложил проработать вопрос о снятии ограничения на въезд и проживание в России иностранцев с этим заболеванием. МВД и Минэкономразвития идею не поддержали.
Минздрав против МВД
Проект плана по реализации государственной стратегии противодействия вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ), рассчитанный до 2020 года, Минздрав передал в правительство 19 января. В документе, копия которого есть у РБК, ведомство прописало пункты для постепенной реализации стратегии. Среди прочего министерство выдвинуло предложения для борьбы с дискриминацией инфицированных. Перед отправкой в кабинет министров этот раздел был отредактирован, выяснил РБК, ознакомившись с предыдущей версией плана и замечаниями почти двух десятков заинтересованных ведомств.
Изначально для борьбы с дискриминацией Минздрав поднял вопросы о снятии ограничения для зараженных людей на въезд и проживание в России, на усыновление и на службу в армии. Необходимость для ВИЧ-инфицированных служить в армии ни в одном из ведомств сомнению не подвергли. Но пункт об отмене ограничений на въезд, выезд и проживание в России иностранных граждан Минздрав в результате из плана исключил по настоянию коллег из других министерств.
Против этого пункта выступили Минэкономразвития и МВД. Статс-секретарь, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев предположил, что такая борьба с дискриминацией инфицированных может угрожать национальной безопасности государства «в части защиты здоровья населения». По мнению ведомства, Россия, наоборот, нуждается в более эффективной проверке на ВИЧ въезжающих в страну иностранцев. Заместитель министра внутренних дел Александр Махонов напомнил Минздраву, что МВД просило отказаться от этой инициативы еще летом 2016 года.
Сейчас в Россию могут въезжать только те иностранцы с ВИЧ, чьи супруги, дети и родители являются гражданами страны или постоянно находятся на ее территории. Такое право инфицированные пациенты получили с начала 2016 года. Причиной для смягчения законодательства стало решение Конституционного суда 12 марта 2015 года. Заявителями в этом деле стали двое украинцев и жительница Молдавии. Гражданин Украины был депортирован из страны после обнаружения у него ВИЧ, несмотря на его брак с россиянкой. Вторая гражданка Украины с инфекцией не смогла вернуться к гражданскому мужу и ребенку после выезда на Украину, а женщине из Молдавии отказали в выдаче разрешения на временное проживание, несмотря на мужа и ребенка с российским гражданством. Суд счел такое поведение миграционных ведомств неконституционным.
20 октября 2016 года был признан неконституционным запрет на возвращение в Россию граждан, полностью излечившихся от опасных заболеваний, например туберкулеза. Поправки в законодательство в связи с этим решением пока разрабатываются.
Запрет на усыновление
Минэкономразвития поставил под сомнение и необходимость отмены запрета для людей с ВИЧ на усыновление детей. В ведомстве заметили, что этот пункт не соотносится со стратегией, но настаивать на его исключении не стали. Минздрав инициативу сохранил.
Серьезную редакцию претерпел и пункт о ВИЧ-диссидентах. ВИЧ-диссиденты — это люди, отрицающие, что СПИД вызывается вирусом иммунодефицита. Некоторые из участников движения отрицают сам факт существования ВИЧ. Минздрав планировал ввести ответственность за распространение недостоверной и опасной для здоровья граждан информации о вирусе. Против выступило министерство юстиции. В замечаниях ведомства указано: у Мнюста нет данных, что действия ВИЧ-диссидентов носят массовый характер. В итоге Минздрав предложил только пресекать распространение информации с призывами отказаться от лечения инфекции.
Еще одно ключевое изменение, которое претерпел проект плана, — отказ от дополнительного финансирования стратегии в 70 млрд руб. Из-за замечаний Минфина план больше не предусматривает выделения дополнительных денег для борьбы с инфекцией. В финансово-экономическом обосновании к проекту чиновники отмечают, что профинансировать выполнение плана должны будут ведомства, ответственные за его реализацию, а также регионы.
Некоторые инициативы ведомств не нашли отражения в последнем варианте плана. Минздрав не стал добавлять в план предложения Федеральной антимонопольной службы по лишению фармкомпаний права на эксклюзивное производство и продажу запатентованных лекарств, если на них срочно необходимо снизить цену, а также по приоритетной регистрации лекарств против ВИЧ в случае эпидемии.
Решение об итоговой редакции плана примут в правительстве. Обсуждение документа запланировано на 31 января. Сама стратегия противодействия инфекции была утверждена 20 октября 2016 года.