Ученые выявили депрессию у 10% пилотов гражданской авиации

Сотни пилотов по всему миру испытывают депрессию, свидетельствуют результаты исследования британской издательской группы BioMed Central. Согласно ее данным, у 233 из 1848 летчиков гражданской авиации, или 12,6%, которые прошли тест на определение депрессии, были обнаружены клинические симптомы этого расстройства. Что еще более тревожно, пилоты предпочитают скрывать свое угнетенное состояние.

Ученые выявили депрессию у 10% пилотов гражданской авиации

Ученые выявили депрессию у 10% пилотов гражданской авиации

2016-12-16T10:40:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87

Согласно результатам похожего исследования специалистов Гарвардской школы общественного здравоохранения, опубликованным в научном журнале Environmental Health, более 4000 коммерческих авиарейсов, осуществляемых каждый день, выполняется пилотами, которых посещают суицидальные мысли.

В соответствии с исследованием BioMed Central, симптомы депрессии были обнаружены у 193 пилотов из тех 1430, или у 13,5%, что работали в течение последних семи дней перед тестом. 75 участников исследования (4,1%) сообщили, что за последние две недели их посещали мысли о смерти или о причинении себе вреда. Психологи уточняют, что причины депрессии у пилотов могут быть разными — это работа по сменам, продолжительный рабочий день, отсутствие доверия к врачам, страх потерять работу и другие.

Чтобы снизить уровень депрессии среди летного состава, ученые рекомендуют авиакомпаниям взять на себя ответственность за условия, в которых работают пилоты, и регулярно проверять, что те получают необходимое медицинское обслуживание.

Пресс-секретарь крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлота» Максим Фетисов сообщил РБК, что наблюдение за здоровьем членов летного и кабинного экипажей авиакомпаний группы регламентируется федеральными авиационными правилами, едиными для всех авиакомпаний РФ, а также внутренним документом «Руководство по производству полетов». При этом большое внимание уделяется именно психологическому состоянию пилотов. «В компании большой отдел психологов — 12 человек, которые работают с пилотами, персоналом, бортпроводниками. Пилотов неоднократно тестируют и проверяют. Пилоты до 55 лет проходят врачебно-летную экспертную комиссию один раз в год, старше — через шесть месяцев. Кроме того, предусмотрено полугодовое и квартальное обследование по показаниям врача отряда. В составе врачебно-летной комиссии также есть психолог, пилоты проходят его в зависимости от возраста один раз в два года или ежегодно», — пояснил Фетисов.

Директор агентства «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко заявила РБК, что в России правила отбора и проверки пилотов такие же жесткие, как у космонавтов, а попасть в профессию с какими-либо психологическими нарушениями просто невозможно.

В Европе эти требования в последнее время ослабли, отмечает она, а в Америке никогда не были особенно жесткими.

Сон во имя жизни

Усталость летчиков часто называют в числе причин инцидентов с самолетами. ​Министерство транспорта РФ выступило с инициативой разрешить летчикам перерыв на сон во время дальнемагистральных перелетов. Он возможен в том случае, если в кабине в этот момент находится кто-то третий, например бортпроводник или третий пилот, который контролирует состояние второго пилота.

Учитывая, что соблюдение режима труда и отдыха имеет важнейшее значение для безопасности полетов, то на протяженные рейсы в состав экипажа может входить третий, «крейсерский» пилот. Он имеет право сесть за штурвал самолета, только когда борт набрал высоту и лег на курс. Наличие «крейсерского» пилота позволяет отдохнуть сначала одному, а потом другому пилоту, пока самолет летит. В России свидетельства «крейсерского» пилота пока не выдавались, хотя необходимые поправки в законодательно-правовую базу уже внесены.

Среди пилотов, склонных к суициду, преобладают мужчины (примерно 35% пилотов гражданской авиации — женщины). Они сообщили экспертам, что практически ежедневно переживают потерю интереса к жизни, а иногда думают, что лучше было бы умереть. В состоянии депрессии гораздо чаще пребывают женщины-пилоты.

Генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко сообщил РБК, что самая большая проблема заключается в том, что пилоты скрывают свои проблемы, поскольку опасаются потери работы: те, у кого диагностируют острую депрессию, автоматически лишаются права управлять воздушными судами.

«Пилоты испытывают сильный стресс, потому что несут ответственность за чужую жизнь. Также негативно сказываются переработки и ночные полеты», — добавил Мельниченко.

Самый громкий случай, когда психическое здоровье пилота стало причиной трагедии, произошел 24 марта 2015 года. Самолет ​немецкой авиакомпании Germanwings Airbus A320 потерпел крушение во французских Альпах неподалеку от Ниццы. Погибли 150 человек. Записи «черных ящиков» показали, что катастрофа стала результатом умышленных действий второго пилота — гражданина Германии Андреаса Лубитца. Он наблюдался у психиатров и психологов в связи с депрессией, за несколько месяцев до катастрофы он обошел 41 врача. Он жаловался на утрату зрения, бессонницу, суицидальные мысли. Многие медики заявили следствию, что Лубитц страдал тяжелым психическим заболеванием.

Пилоты-самоубийцы

29 ноября 2013 года самолет ERJ-190AR мозамбикской авиакомпании LAM, следовавший из Мапуту в Луанду, рухнул в северной Намибии, в результате чего погибли 27 пассажиров и шестеро членов экипажа. Расследование показало, что виной всему — действия капитана воздушного судна Эрминоса дос Сантоса Фернандеса, который закрылся в кабине, отключил автопилот и направил самолет вниз. На записях «черных ящиков» было отчетливо слышно, как второй пилот громко стучал в закрытую дверь кабины, пытаясь спасти ситуацию. На этот шаг Фернандеса, очевидно, толкнули проблемы в семье: за год до катастрофы погиб его сын.

11 октября 1999 года самолет ATR42-320 авиакомпании Air Botswana, захваченный и управляемый пилотом авиакомпании Крисом Фатсве (Chris Phatswe), врезался в группу самолетов на взлетном поле международного аэропорта в Габороне (Ботсвана). В катастрофе погиб только один пилот. Перед этим самолет в течение более чем двух часов кружил в районе аэропорта, а пилот заявлял диспетчеру о намерении себя убить.

26 сентября 1976 года самолет Ан-2 авиакомпании «Аэрофлот», управляемый пилотом Западно-Сибирского управления гражданской авиации Владимиром Серковым, врезался в жилой дом в Новосибирске. Серков намеренно направил самолет в ту часть дома, где находились его жена с ребенком. Погиб пилот и четыре жителя дома. Родных Серкова в момент катастрофы в доме не было. По словам вдовы, за время совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство, нанося себе порезы бритвой и другими острыми предметами. Отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому специальному медицинскому обследованию не подвергался.

Источник: РБК
Ссылки по теме:
Принимаем новости круглосуточно по телефону +7 (912) 244-87-87
или
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях