«Население в Смолятах, как жители называли свою деревню, стало уменьшаться еще в начале 50-х годов прошлого века, — пишет он. — Хоть и было колхозное крестьянство прикреплено к земле не хуже крепостных, но лазейки для побега находились. О родовых поместьях тогда книжек не писали. И люди за хорошей жизнью не на лоно природы, а в город стремились. Из дорог в Смолятах только грунтовка. Дождь прошел — и ты по колено в грязи. Ни магазина, ни клуба. В свое время была начальная школа, но в начале 50-х здание разобрали и куда-то увезли. Доктор приходил раз в неделю, осматривал в основном пенсионеров, которые не могли своим ходом дойти до медпункта. Так что особой трагедии для жителей не было, когда дали приказ о выселении. У кого раньше, у кого позже, но за лето все дома были разобраны и перевезены в соседние села и деревни, лежащие вдоль Шадринского тракта. Семья Заимских обосновалась в Покровском. А дом тот жив до сих пор».
Когда шесть лет назад Заимских услышал, что на берегу озера Тыгиш открыли стелу в память о жителях ликвидированных из-за аварии на «Маяке» деревень Тыгиш, Евсюково и Четыркино, он решил, что и его родная деревня достойна увековечивания.
«Для начала съездил в соседнее Кислово в камнерезную мастерскую, — продолжает Борис Майданик. — Рассказал хозяевам, для чего ему нужен мрамор, и те отдали бесплатно несколько блоков некондиции. Потом нанял трактор с телегой и стогометом».
Памятник доставили на место не существующей деревни, смонтировали и установили. Надпись на плите с указанием даты «смерти» любимой деревни и своим именем Александр Заимских выбил сам.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов