Экологическая безопасность: куда утилизировать ртутные лампы и батарейки?
Председатель Комитета по экологии Администрации города Екатеринбурга Егор Свалов принял участие в программе «Сумма мнений» на телеканале «Екатеринбург-ТВ». Главной темой эфира стал раздельный сбор мусора.
Ведущий: Добрый вечер. Сейчас поговорим про градусники, ртутные лампы и батарейки, которые все выкидывают в обычную мусорку, хотя не должны этого делать. Екатеринбург с этого месяца обязует все управляющие компании устанавливать специальные контейнеры для опасных отходов. У нас в гостях председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга Егор Свалов. Здравствуйте, Егор Анатольевич! За чей счет будет все это делаться?
Свалов Е.А.: Добрый вечер! Если речь идет о многоквартирных жилых домах, то за счет управляющих компаний. У нас есть Постановление Правительства РФ № 681, в соответствии с которым компании должны оборудовать места для сбора опасных отходов. Мы к ним относим батарейки, градусники, лампы дневного света, энергосберегающие лампы. С этого года мы более активно занялись взаимодействием с управляющими компаниями по поводу организации данной работы.
Ведущий: Повсеместно обещали установить желтые контейнеры еще несколько лет назад. Потом часть контейнеров была убрана.
Свалов Е.А.: Три года назад часть контейнеров мы поставили с благими намерениями возле школ, детских садов. Начались жалобы от родителей, Роспотребнадзора, что опасные отходы находятся в непосредственной близости от детей. Поступило требование убрать эти контейнеры, мы его выполнили. Сейчас контейнеры находятся на балансе муниципального предприятия, которое занимается сбором ртутьсодержащих отходов, и сдаются в аренду управляющим компаниям.
Ведущий: Можно и в консервную банку собирать?
Свалов Е.А.: Если в переписке трехлетней давности указывалось, например, что компания организовала сбор в своем офисе, то есть формально выполнила предписание, то сейчас идут письма, что организовано 3-5 точек сбора ламп, батареек. Для населения это бесплатно. Управляющие компании также отчитываются нам, с кем заключен договор по вывозу опасных отходов. Вывоз осуществляется только организациями, имеющими лицензию, так как эти отходы относятся к первой категории опасности и просто вывозить их на полигоны нельзя.
Ведущий: Сколько стоит установка и обслуживание контейнера для управляющей компании, ей ведь ничего не мешает вписать это в квитанцию?
Свалов Е.А.: Компании собирают с нас ежемесячно деньги на обслуживание жилого фонда, куда входит и эта услуга. Если наше муниципальное предприятие ставит контейнер, он может накапливаться несколько месяцев, разовый вывоз будет стоить несколько тысяч рублей. Это сумма, которая совершенно не отразится на финансовом состоянии компании. Сейчас есть проект постановления РФ, где будет определено, какой объем жилого фонда должен иметь отдельное место для сбора таких отходов. Многоквартирный дом, в котором больше ста квартир, уже должен иметь свое место сбора отходов. К сожалению, это постановление пока не подписано, мы работаем по старой нормативной базе.
Ведущий: Как показывает практика, когда люди начинают выкидывать опасные отходы в специальное место?
Свалов Е.А.: Если оно находится в пешей доступности. Мы проводили анализ, и выяснили, что это расстояние до двух километров. Сейчас мы на Официальном портале Екатеринбурга разместили адреса 98 точек, куда можно сдать опасные отходы Кроме того, есть наше муниципальное предприятие на улице Пушкина, 9 «а», где у вас бесплатно примут лампы и батарейки. В дальнейшем мы хотим сделать интерактивную карту, на которой можно нажать место, где человек работает или живет, и будут указаны ближайшие точки, куда можно занести отходы. Можно будет построить маршрут на работу, в школу, в магазин — и по дороге занести использованные лампы, батарейки. Эти отходы не должны попадать на полигоны, их необходимо отдельно собирать и утилизировать.
Ведущий: Давайте поговорим о свалках. Когда вы пришли несколько лет назад в Комитет, с какими хроническими проблемами Вы столкнулись?
Свалов Е.А.: Серьезные проблемы — это несанкционированные свалки, отсутствие четкого регламента вывоза отходов с частного сектора, безнадзорные животные. Это те проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и они не исчезают. Собаки есть, свалки есть. Понятно, что свалки сами не образуются, мы должны заниматься и экологическим просвещением. Мы это делаем через детский экологический центр, через СМИ, пытаемся донести до населения, что так поступать не следует.
Ведущий: Мы сняли видео о несанкционированный свалке на Рудном. Вы недавно обещали эту свалку ликвидировать, почему не получается?
Свалов Е.А.: Мы совместно с участковым пытались провести мероприятие, разовые мероприятие проходят. Когда во время проведения рейда заезжает машина с мусором, водитель начинает говорить, что он заблудился, не туда заехал, начинаются отговорки. Для активизации действий нужно подключать тяжелую артиллерию, даны поручения инспекции охраны окружающей среды для решения этого вопроса.
Ведущий: Чего Вам не хватает для решения хронических проблем: полномочий, силового ресурса? Вы можете остановить машину, везущую мусор на несанкционированную свалку? Можете штрафовать за батарейки?
Свалов Е.А.: Остановить я не могу, может сотрудник ГИБДД. Мы находимся в правовом вакууме. В этом году полномочия в сфере обращения отходами: сбор, утилизация — ушли к субъекту Федерации. У нас осталось лишь участие, мы работаем в это направлении также, как и в прошлом году, но полномочий не хватает. Финансовых средств не хватает. Проблема всей страны — многолетнее отсутствие современной инфраструктуры по сбору, утилизации, переработке отходов. Только пару лет назад об этом вспомнили, заговорили, приняли поправки в Федеральный закон об отходах производства и потребления, но каждые полгода откладывается введение в действие всех требований, сейчас до 2017 года отложили. Мы находимся в вечном топтании на месте.
Ведущий: Но даже если вы хорошо наладите свою работу, все равно будут несанкционированные свалки, и батарейки будут выбрасывать на полигоны, если не будет штрафов.
Свалов Е.А.: Мы прикрыли несколько серьезных несанкционированных свалок, пришлось подключать МВД, прокуратуру, министерство природных ресурсов, Росприроднадзор. Миллион писем ушло, были совместные рейды, выезды, мы ловили машины, штрафовали водителей, приглашали на собеседование в миграционные службы, так как там работали люди из ближнего зарубежья. Это огромный механизм, но понимание, как это нужно делать, уже есть.
Ведущий: Нет одной службы, которая может наказывать? Вот, к примеру, речная инспекция сейчас ловит и штрафует нарушителей. Нет подобной мусорной инспекции?
Свалов Е.А.: Раньше была экологическая милиция, но она была сокращена лет 5-7 назад. Это была та структура, которая на месте могла поймать и наказать. Сейчас эти полномочия распределены между региональными, федеральными структурами, часть отдана муниципалитетам. Очень сложно сейчас предотвратить. Приехать и вывалить машину отходов в неположенном месте — это несложно, но вот найти виновного, владельца мусора — это крайне сложно, работы непочатый край.
Ведущий: Даже если сегодня перестанут выбрасывать в неположенных местах, сколько уже накопилось мусора?
Свалов Е.А.: Накопились десятки, сотни тонн отходов. Нужно свалки ликвидировать. Если в 2014 году мы ликвидировали почти 900 свалок весом более 50 тысяч тонн, то в 2015 году уже более тысячи несанкционированных свалок, но вес, объем их сократился до 30,5 тысячи тонн. Это говорит о том, что мы лучше стали выявлять эти свалки, не допускаем большого накапливания мусора. Мы вывешиваем предупреждения, у нас есть видеокамеры, квадрокоптер для слежения, это позволяет более активно работать. Инспекция охраны окружающей среды провела более 1200 рейдов, квартальные составили более 500 актов, но этого все равно недостаточно. Есть надежды на изменения федерального законодательства, должна измениться система оплаты вывоза мусора. Сейчас производитель отходов платит перевозчику и тот везет либо на полигон, где платит часть из этих денег, либо везет на несанкционированную свалку, в лес и никому не платит. По закону должно быть так, что оператор собирает все деньги, перевозчик получит деньги только после подтверждения, что отходы размещены на полигоне. Должно проводиться лицензирование перевозчиков отходов. Пять лет назад отменили лицензии на перевозку отходов, появились десятки и сотни компаний по вывозу строительного, бытового мусора, которые никем не контролировались. Лицензирование должно привести к большему порядку в этой сфере, должны работать ответственные компании. Эта процедура, к сожалению, отложена.
Ведущий: Бытовой вопрос: где бы Вы своей маме или бабушке не разрешили строить сад-огород? Какие территории в окрестностях Екатеринбурга наиболее опасны?
Свалов Е.А.: Я не буду давать кардинальных оценок, какая территория лучше или хуже, этой информации от разных организаций достаточно в интернете. Я скажу одно, что всегда крупный промышленный город в экологическом отношении хуже, чем маленькая деревушка в глубокой тайге. Это надо понимать. По общей экологической ситуации Екатеринбург не в худшем положении по сравнению с другими промышленными центрами. Кто проезжал мимо Карабаша, знает, что такое угнетенная экологическая ситуация, когда ничего не растет и кругом только отвалы, отвалы, отвалы… В Екатеринбурге мы сохранили зеленый пояс, это 29 тысяч гектаров федеральных лесов и несколько тысяч гектаров городских лесов плюс 12 тысяч гектаров лесопарков. Это сохраняет вокруг Екатеринбурга стабильную ситуацию, хотя количество автотранспорта дает о себе знать, это 80% выбросов в атмосферу. Сейчас увеличивается количество личного автотранспорта со стандартом евро-5, их больше, чем со стандартом евро-2, евро-3, старые машины элементарно выходят из строя. К сожалению, федеральная программа по переводу коммунальной техники на газовое моторное топливо забуксовала, но мы приобрели около 100 автобусов на газомоторном топливе для нужд Екатеринбурга, эта сотня автобусов не будет выбрасывать в атмосферу выхлопные газы от солярки. По итогам года мы посмотрим, как сократятся выбросы в атмосферу.
Ведущий: Спасибо, что мы закончили на такой высокой оптимистичной ноте. С нами был Егор Свалов, председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга. До свидания!
Свалов Е.А.: До свидания!