Реставрация горельефа началась в августе 2015 года. Известное произведение автора монументов «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет» было обнаружено при разборе поздних выставочных конструкций Центрального павильона под фальшстеной. Горельеф является частью объекта культурного наследия федерального значения «павильон Центральный» и представляет собой масштабную скульптурно-декоративную композицию многолюдного триумфального шествия советского народа.
Памятник выполнен из гипса, тонированного под бронзу. На нем изображены люди разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи — высотки главного корпуса МГУ, Шуховской башни, Днепрогэса и других. В центре на фоне развевающегося знамени с портретом Ленина расположены фигуры рабочего и колхозницы с ребенком на руках.
Горельеф считается одним из самых интересных и характерных художественных экспонатов ВДНХ. Площадь горельефа составляет 90 квадратных метров. На нем изображено более полутора тысяч человек. Для выполнения этого монументального произведения бригада из восьми скульпторов работала три года.
У горельефа непростая судьба. Так как он был призван восславить народ Советского Союза, ему как монументальному произведению искусства пришлось разделить и судьбу страны. В 1956 году графическое изображение профиля Сталина со знамени, как Маркса и Энгельса, было стерто сразу же, как началось развенчание культа вождя народов. На флаге сейчас остался только профиль Ленина. В конце 60-х годов композиция вновь поменялась. Вместо советского герба на руках рабочего оказался младенец — символ грядущего коммунизма. Чуть позже произведение Вучетича было аккуратно закрыто как несоответствующее новым требованиям советской эстетики, а в 1990-е годы, когда павильон «Центральный» стал торговой площадкой, горельеф зашили листами фанеры. При этом были серьезно повреждены гипсовые фигуры и основа горельефа.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов