В частности, в Пензе в должниках оказались более 10 ТСЖ, которые заявили, что такие счета просто не потянут. Компания, которая поставляет горячую воду, разделила ее стоимость на две части: на саму воду и тепло, которое потратили на подогрев, и предложила горожанам оплачивать эти составляющие отдельно. По закону кубический метр не может быть дороже 120 рублей, но в Пензе кто-то заплатит 150, а кто-то все 300, передает «Первый канал».
Завышенный тариф — дело рук муниципальной компании, которая снабжает горячей водой большую часть Пензы. Городские чиновники теперь пытаются понять, почему слагаемые одинаковые, а суммы выходят разные.
«Если бы мы пересчитали эти два компонента в кубы горячей воды, то стоимость кубометра сложилась бы больше, чем 120 рублей. Мы с каждой конкретной ситуацией будем работать, чтобы понять природу этой сложившейся разницы», — пообещал заместитель главы Пензы по ЖКХ Юрий Ильин.
На такую систему оплаты горячей воды, где отдельно считают стоимость самой воды, а отдельно тепло, перешли сразу несколько областей. Пензенский коммунальщиков проверят прокуратура, антимонопольная служба и региональные власти. В Гостехжилстройинспекции уже пересчитали новые тарифы, здесь уверены: допущена ошибка.
«Нет такой коммунальной услуги, как подогрев, есть услуга — водоснабжение горячей водой. Итогом этой проверки должен стать перерасчет уплаченной свыше 120 рублей суммы», — прокомментировала ситуацию и.о. начальника Госжилстройтехинспекции Пензы Инна Левченко.
Похожая ситуация складывается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Накануне Выборгская городская прокуратура начала проверку по обращениям граждан на завышенные тарифы в сфере ЖКХ. Как сообщила пресс-служба надзорного ведомства, с жалобой на ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» обратилось около 350 жителей города, получивших в феврале квитанции с аномально высокими тарифами. Как отмечают в ведомстве, плата за тепло оказалась выше в два раза. Счета в квитанциях составили суммы от 6 до 13 тысяч рублей.
В этой связи губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в экстренном порядке провел совещание по ЖКХ Выборгского района по поводу возросших платежей за отопление. «Правительство не повышало тарифы на отопление и повышать не планирует», — подчеркнул глава региона. По его словам, разобраться в начислениях управляющими компаниями платежей за отопление поручено комитету государственного жилищного надзора и контроля. «Если в начислениях допущены ошибки, будут приняты меры», — цитирует губернатора его пресс-служба.
Между тем в январе многотысячные квитанции за коммунальные услуги также получили жители Тосно. Позже история повторилась в Петербурге. Прокуратура, в частности, начала проверку деятельности ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» в связи с многочисленными жалобами горожан на резкое повышение платы за отопление, отмечает «РБК-Петербург». При этом скандал в связи с резким увеличением платы за отопление жилых домов пока не выявил явные злоупотребления теплоснабжающих организаций или управляющих компаний (УК), которые выставляют счета жильцам.
По мнению члена президиума Ассоциации Товариществ собственников жилья Центрального района города Светланы Морозовой, обслуживающие тепловые узлы организации вряд ли сознательно завышают в отчетах показания домовых счетчиков. «Никакой прямой выгоды от этого они получить не могут. „Накручивать“ платежи могут УК, но мы в своих домах этого не делаем, а плата за отопление у нас выросла, как и у всех — примерно на 50%», — утверждает Морозова.
Что касается различий между районами, то по ее мнению, наибольшее повышение платы должно происходить в тех районах, где в январе было больше всего аварий на уличных теплосетях. «При ремонте сетей нужно сливать воду из труб. Аварийщики зачастую не предупреждают УК о том, что начинают это делать, работники УК не перекрывают вентили в домах и в результате тепло сливается не только из уличных труб, но и из домовых. После окончания ремонта теплую воду снова заливают в трубы — как уличные, так и домовые. Из-за этого расход тепла сильно увеличивается, потому что объем тепла в системе отопления дома огромный. Это ошибка аварийщиков или самой УК, которая вовремя (если ее предупредили) не перекрыла вентиль. Если таких случаев в районе было много, то расход тепла в этом районе заметно увеличивается», — пояснила Морозова.
Есть и другие причины: разное состояние теплоисточников (котельных, ТЭЦ), систем управления теплоснабжением. Проверить корректность теплоотпуска (бывают перетопы, возможны увеличения потерь в сетях, «накручивание» платы и др.), по словам экспертов, не так уж сложно. Для этого нужно сравнить теплоотпуск нынешнего января с аналогичным по температуре воздуха месяцем, например, в прошлом или позапрошлом году и учесть разницу в тарифах, которые каждый год повышают.
Стоит отметить, что, как заявлял ранее премьер Дмитрий Медведев, с 1 июля 2016 года тарифы на услуги ЖКХ в России повысятся только на 4%. Между тем для каждого региона правительство установило собственный предельный индекс роста. В частности, для Воронежской области это не 4%, а 6,5%. В Москве, как было заявлено ранее, летом 2016 года тарифы в среднем вырастут на 7,4%. Больше подорожают отопление — на 8,1%, горячая вода — на 7,8%, электроэнергия — на 7-15% в зависимости от времени суток. Предполагается, что холодная вода и водоотведение поднимутся в стоимости на 7%, газ — на 2%. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах.
Впрочем, ситуация в ЖКХ страны настолько катастрофическая, что повышение тарифов отчасти можно считать вынужденной мерой, однако в любом случае необходима прозрачная система.
В интервью РИА «Новый День» заведующий отделом социально-трудовых отношений Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Евгений Агитаев ранее отмечал, что износ труб в России достиг 63%, теплоэнергетического оборудования — 40%, в замене нуждается и половина лифтов. «Объем работ настолько грандиозный, что требуется еще один бюджет страны, чтобы привести ЖКХ в нормальное состояние», — констатировал Агитаев.
Он напомнил, что каждый год происходят десятки техногенных катастроф во многих регионах, рвутся трубы, проваливаются лифты. По его словам, людей, живущих в аварийном жилье, намного больше, чем числится в официальных данных — не 14 млн, а более 500 млн. «У нас в каждом городе столько дырявых падающих домов, в которых вот-вот упадет потолок либо взорвется труба!» — обращал внимание Агитаев.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов