The Atlantic задается вопросом, можно ли назвать операторов беспилотников героями войны. С ноября прошлого года из-за нехватки операторов ВВС США начали использовать в этом качестве не только военных, но и гражданских лиц.
«Цепочка убийства», структура системы приказов, которая ведет непосредственно к ликвидации цели на земле запущенной с беспилотника ракетой, становится все более сложной, коллективной и запутанной, а зоны ответственности все более размытыми.
Убивает ли тот оператор, кто своим пальцем нажимает кнопку в безопасном ангаре далеко в США, или это коллективный некто, кто принимает решение о нанесении удара?
Несколько лет назад в США хотели учредить специальную медаль, чтобы награждать отличившихся эффективных операторов дронов, но под давлением других военных от этой идеи пока отказались. Героизм обычно подразумевает, что человек делает что-то с риском для своей жизни, идет на жертву, а на войне как минимум рискует получить пулю. Операторы дронов убивают джойстиком в полной безопасности.
Но в последнее время все больше говорят о том, что они тоже жертвуют. Жертвуют своей психикой. Если раньше опасались, что операторы дронов воспримут убийства с воздуха как игру и станут безразличными, то теперь психологи заявляют, что именно эта безопасность, отсутствие реального риска, ноль адреналина и отдаленность от зоны боевых действий, сыграли злую шутку с операторами.
Вместо безразличия их мучают угрызения совести, опустошенность, эмоциональная выжатость, подсознательное понимание организмом того, что убийство происходит без компенсирующего риска. Доходит до того, что некоторые считают, что операторы испытывают больше стресса, чем солдаты в горячих точках, и такой же уровень стресса, как и совершающие боевые вылеты пилоты.
Одно из исследований ВВС США говорит о том, что более 4% операторов страдают от посттравматического стрессового расстройства.
Другой аспект — «цепочка убийства» все больше полагается на машинные алгоритмы, а не на решение о запуске ракеты конкретным человеком. Не далек и тот день, когда искусственный интеллект будет сам принимать решение о нанесении ударов беспилотниками. Кого тогда награждать за героизм на поле боя? Программистов?
На эту же тему публикует большой материал и издание Slate. В своей аргументации в защиту операторов дронов автор статьи напоминает, что с изобретением пулемета, который позволял относительно безнаказанно массово уничтожать противника на расстоянии, никто уже не требовал от героев смотреть своим жертвам в глаза, как при рукопашной, но тем не менее они все равно были героями. Технологии меняют наше представление о героизме. Со временем это коснется и операторов дронов.
Что касается убийств на расстоянии, то упоминается и история, когда оператор дрона после нанесения удара и длительного наблюдения на экране монитора, как жертва удара в агонии умирает на его глазах, испытал нервный срыв и в слезах звонил своей матери, чтобы найти утешение.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов