Так, в Алтайском крае местные энергетики — АО «Алтайэнергосбыт» и ОАО «Алтайкрайэнерго» — подали иски к МУП «Новоалтайские тепловые сети», МУП Бийска «Водоканал» и другим компаниям. «Новоалтайские тепловые сети» задолжали энергетикам почти 6,4 млн рублей. Сумма долга «Водоканала» пока не раскрывается. В Красноярском крае о своем банкротстве заявили сразу пять управляющих компаний, входящих в структуру «Жилфонда»: их долг перед поставщиками составил 109 млн рублей. Ситуация на Дальнем Востоке еще более удручающая: долг в 890 млн рублей перед «Дальневосточной генерирующей компанией» имеет перекупщик тепла ОАО «Амурские коммунальные системы».
Некоторым учредителям управляющих компаний так называемое банкротство не мешает продолжать бизнес. Правда, уже под другим именем. На месте старых «банкротов» вырастают новые компании — и спокойно продолжают свою «работу». Так, ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» создает дочернюю компанию ООО «Управляющая компания Ленинского района» и переводит в ее ведение все дома, находившиеся в ведении старой управляющей компании. При этом долг старой УК за услуги водоснабжения и водоотведения на 1 июня 2015 года составил 51,73 млн рублей, за тепловую энергию — 227,86 млн рублей, за электроэнергию — 87,12 млн рублей. Кто ответит за долги «Управляющей компании Ленинского района города Кирова», остается загадкой.
В некоторых случаях удается установить факт хищения денежных средств. В Набережных Челнах гендиректор ООО «Управляющая жилищная компания «Ключевое» Анна Сацук была осуждена за хищение 9,7 млн рублей. Эти деньги были получены от жильцов подведомственных компании домов и должны были пойти на капитальный ремонт, но ушли в карман Сацук, а УЖК «Ключевое» признали банкротом.
Реальных жертв злостных неплательщиков не так много, и это, как правило, не компании-однодневки, а гиганты и долгожители типа ОАО «Славянка» — крупнейшей управляющей компания в сфере ЖКХ в стране. В конце января 2015 года МУП КХ «Водоканал» подал иск в Московский арбитражный суд о признании «Славянки» банкротом. В результате, в июне в отношение управляющей компании была введена процедура наблюдения. Основной долг «Славянки» перед «Водоканалом» — 7,3 млн рублей плюс 1,75 млн составили проценты. В ведении «Славянки» находится весь жилой фонд Министерства обороны. Нетрудно сделать вывод, что злостными неплательщиками в этом случае оказываются военные, которых государство снабдило служебным жильем на льготных условиях.
1 мая 2015 года, с целью контроля рынка ЖКХ, было введено обязательное лицензирование деятельности управляющих компаний. Лицензии постепенно получают компании в разных регионах страны. Главная сложность заключается в том, что пока УК, не получившие лицензию, все еще могут продолжать выписывать квитанции, отвечать за обслуживание дома, собирать с жильцов деньги и распоряжаться ими по своему усмотрению — до тех пор, пока не появится новый легитимный управляющий. Нередки случаи, когда дома оказываются в ведении двух УК, и жители получают квитанции от каждой из них.
Решением проблемы, сложившейся на рынке ЖКХ, может стать более четкое законодательное регулирование отношений между гражданами и управляющими компаниями. Повышение качества коммунальных услуг напрямую зависит не только от экономических, но и от социальных аспектов, то есть от более активного вовлечения собственников в решение вопросов обслуживания их домов. Тогда, вероятно, будет гораздо легче вычислить мошеннические компании-однодневки и контролировать выплаты за услуги ЖКХ, а, следовательно, мнимых банкротств станет меньше.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов