Случаи наезда велосипедистов на пешеходов участились в Екатеринбурге
В Екатеринбурге за последние пару недель произошло два наезда на пешеходов велосипедистами — оба ДТП примечательны тем, что вокруг них развернулась широкая дискуссия в соцсетях, поскольку виновники скрылись с места, наплевав на пострадавших. Владельцы железных коней настаивают на том, что нельзя судить все велосообщество по двум инцидентам, а автомобилисты требуют ввести экзаменацию владельцев двухколесных и страхование гражданской ответственности.
Как передает корреспондент NDNews.ru, Екатеринбург — не только город с неразавитой велосипедной инфраструктурой, но и город с очень высоким уровнем нетерпимости к владельцам двухколесных — вне зависимости от того, передвигаются ли они по тротуарам или по автодорогам. Об этом свидетельствуют результаты опросов — например, в программе «Что это было» на «4 канале» 75% аудитории высказалось за то, что велосипедистов на пешеходных дорожках быть не должно.
Велохейтеры при этом ратуют против специальных велодорожек, которые смогли бы оградить и автомобилистов, и пешеходов от велосипедистов, обезопасив при этом все три категории участников движения. Вместо этого предлагается ввести такую же ответственность за несоблюдение ПДД при управлении велосипедом, как это сделано в случае с автомобилями, мотоциклами и скутерами-мопедами.
Необходимо отметить, что за лето произошло как минимум два громких случая, когда велосипедисты стали виновниками ДТП, в которых пострадали пешеходы. Причем в обоих случаях владельцы железных коней уезжали с места происшествия. Так, подобную историю описывал Евгений Потапов, когда велосипедистка сбила 3-4-летнюю девочку рядом с ТЦ «Архитектор».
«Сбив ребенка, стала орать, типа почему вы не следите за ребенком, я тут еду со скоростью пешехода, а вы мне под колеса детей суете. Вышла водитель троллейбуса, люди собрались. Ее спрашивают, Малышева свободная, почему не едете по дороге? „Мне опасно ехать по дороге“, — так заученно. Потом сказала — извините меня, типа инцидент исчерпан. Я ей говорю — девушка, вы совершили ДТП, наехали на пешехода на тротуаре, на ребенка. Сейчас ребенка осматривают, задержитесь, вдруг он получил травмы, надо вызывать скорую и милицию. И что сделал девушка? Правильно, быстро села на велик, послала всех и угнала с места происшествия. Девушка, сбила на тротуаре маленького ребенка и удрала, даже не поинтересовалась, что с ребенком стало в итоге», — история вызвала большой резонанс и стала поводом для того, чтобы обсудить ужесточение правил передвижения велосипедистов.
Спустя примерно месяц похожая история повторилась на Уралмаше — маму журналиста Кирилла Зайцева сбила велосипедистка, передвигавшаяся вместе с ребенком.
«Сегодня на Уралмаше дикая велосипедистка сбила мою маму. Сбила и уехала. На пару с маленькой дочкой на маленьком велосипеде. Был бы это мотоциклист (или даже скутерист), отвечал бы за наезд на пешехода+нанесение вреда здоровью. Попробовал бы уехать — до кучи лишился бы прав за оставление места ДТП. Но, поскольку у нас велосипедисты не учат принудительно ПДД, не имеют регистрационных знаков, не проходят аттестацию и не несут ответственности наравне с другими владельцами ТС, то они могут просто взять и безнаказанно уехать, — пишет он. — Ежегодно на дороги общего пользования выходят сотни и сотни новых совершенно необученных и категорически безответственных владельцев ТС, которые представляют собой источник повышенной опасности. Сломанные от наездов руки и ноги вкупе с травмами головы у пострадавших говорят нам, что это именно источник повышенной опасности, а не спасители планеты от выбросов СО2. Ибо столкновение даже 60 кг живой массы+20 кг сухой массы велосипеда с медленным участником движения не сулит ничего хорошего. Но сталкиваться — можно. И уезжать потом. Зная, что тебе ничего не будет с вероятностью 99%. А вот если бы рисковал рублем и правами, то степень ответственности была бы категорически иной. От этого не спасут никакие обособления и велодорожки — перекрестки никуда не денутся, как и риск травмироваться на них от несущихся двухколесных необученных дегенератов, на 99% безнаказанных и безответственных».
Корреспондент NDNews.ru также стал свидетелем небольшого ДТП, в котором, к счастью, обошлось без серьезных травм — велосипедист двигался не по обочине, а маневрировал между автомобилями в пробке на улице Белинского на участке между Куйбышева и Карла Маркса, причем на большой скорости. В итоге плечом он снес боковое зеркало одного из стоящих в заторе автомобилей. Сам велосипедист при этом упал, получив незначительные травмы, но как только водитель стал выходить из машины, чтобы разобраться с тем, что случилось, водитель двухколесного тут же уехал.
Между тем, введение гражданской ответственности велосипедистов, равно как и выдача водительских прав — не тот путь, по которому движется законодательство разных стран мира. Например, в Беларуси несколько лет назад запретили велосипедистам ездить по автодорогам — там двухколесные могут передвигаться только по велодорожке или тротуару, не создавая помех для пешеходов. Выехать на дорогу велосипедист может, только если нет тротуара. С апреля 2014 тротуарная езда ограниченно разрешена и в России — двигаться по нему можно не только детям до 14 лет в сопровождении взрослых, но и тем, кто физически не может ехать по автодороге — например, при занятой запаркованными машинами крайней полосе. Конечно, это касается только тех случаев, когда велодорожек нет.
Однако лучшим примером разделения всех категорий участников дорожного движения по-прежнему остается Голландия, где наряду с обычными полосами для автомобилистов проложены велодорожки.
Добавим, что две недели назад депутат питерского заксо Виталий Милонов обратился с письмом к главе российского МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой разработать порядок сдачи экзамена для велосипедистов. «Популярность велосипедов в России растет с каждым годом. Но многие велосипедисты, которые пользуются дорогами общего пользования, элементарно не знают правил, тем самым создают опасность для себя и других участников движения», — заявил Милонов, отметив, что закон должен будет распространяться только на Москву и Санкт-Петербург, а также, возможно, на другие города-миллионники, т.к. в остальных населенных пунктах проблема так остро не стоит.