«Вы покупаете слишком дорогие велосипеды и чересчур боитесь холода»
В Екатеринбурге достаточно остро стоит проблема неразвитости велосипедной инфраструктуры. Несмотря на то, что все новые дороги строятся только при условии строительства и велодорожек, пока протяженность маршрутов, где можно спокойно передвигаться на двух колесах, ничтожно мала для полуторамиллионного города. Всего 22 километра. Представители европейских городов — как маленьких, так и огромных — отмечают, что это очень мало.
Сегодня в рамках конференции «Город для людей» об этом говорил, например, инженер гражданской инфраструктуры и планирования графика, консультант администрации города Оулу (Финляндия) Пекка Тахкола.
«В Оулу живет 200 тысяч человек. Это зимняя столица велосипедного спорта в Финляндии — у нас принято ездить на велосипеде и зимой. А общая длина велосипедных дорожек в городе — 850 км. Пожалуй, это даже больше, чем нужно. В Екатеринбурге же только 22 км. И если у нас 50% населения ездят на велосипедах зимой (в теплое время года больше, — NDnews.ru), то в Екатеринбурге только 5% вообще.
Ваша проблема в том, что здесь ездят почему-то на дорогих велосипедах, например, горных. На них, кстати, нет брызговиков — это неудобно. А у нас все, в основном, предпочитают велосипеды, которые мы называем «пи о эс» (от английского «piece of sheet», т. е. «кусок дерьма», — NDnews.ru), которые даже если кто-то украдет, то вы не расстроитесь, а просто пойдете и купите себе такой же за 20 евро.
Что до того, что у вас холодно, то не такие у вас уж и морозы. С помощью моих друзей я посчитал, что за прошлую зиму у вас был всего 1 день, когда температура воздуха была -30 градусов, и 10 дней, когда температура воздуха была -20 градусов. Это вообще не холодно! К тому же, когда на улице мороз, вы же все равно выходите на улицу? А если вы пользуетесь велосипедом, вам даже не нужно так тепло одеваться — вы согреетесь на велосипеде, — сказал финн. — Конечно, Екатеринбургу нужна инфраструктура. Я был здесь два раза и проехал за это время километров 200 по городу. Развязки у вас просто ужасные, а велосипед нужно популяризировать, но сначала надо сделать так, чтобы ездить на нем стало не только легко, но и безопасно".
И он, и его коллеги, отмечает NDnews.ru, подчеркнули: велосипед должен быть не спортивным снарядом, а средством передвижения. Об этом говорил и руководитель отдела планирования, строительства и эксплуатации дорог оператора «Транспорт для Лондона» Ник Олдворт. «Ежедневно лондонцы совершают 6,5 млн поездок на всех видах транспорта — и 600 тысяч приходится на поездки на велосипеде. Но и у нас есть куда расти. С 2009 года на 117% выросло число тех, кто пользуется велосипедами, с 400 до 750 выросло число велопарковок, которыми всего за 2 евро может воспользоваться любой турист или житель города, к тому же развивается велопрокат. Максимально было 400 тысяч поездок за день на арендованных велосипедах», — сказал эксперт.
Небезынтересной была и презентация руководителя отдела общего планирования администрации Лейпцига Торбена Хайнеманна, который рассказал о том, как менялся город в 90-е годы.
«У нас живет чуть больше полумиллиона людей в городе. В 90-е, после воссоединения ФРГ и ГДР, мы потеряли большую часть населения. И сейчас у нас самый популярный вид транспорта — это трамваи. 85% всех поездок приходится на них. Конечно, развивается и велосипедное движение. Екатеринбургу нужно решить, для чего им нужны велодорожки, каких целей вы хотите достичь, строя их. У нас город тоже был совсем не велосипедистским, но с точки зрения географии он похож на ваш, у нас тоже много мостов. и город плоский, без гор и холмов. В конце концов, цены на строительство велодорожек невысокие — по сравнению с теми, что тратятся на автомобильные», — напомнил представитель Германии.