В основу дела лег иск екатеринбургской пенсионерки Раисы Смирновой, считающей себя жертвой выброса спор возбудителя сибирской язвы. Адвокат истца Елена Сажина попросила суд истребовать данные в ЗАГСе Чкаловского района о количестве скоротечно умерших от инфекционных заболеваний граждан в 1979 году, а также информацию в службе городских кладбищ о том, когда и на каких основаниях на Восточном кладбище выделялся специальный участок для захоронения скончавшихся от сибирской язвы.
Кроме того, она предложила запросить на заводе керамических изделий карточки учета трудового времени Смирновой и других сотрудников за несколько месяцев 1979 года, когда в городе свирепствовала эпидемия, и сведения о том, в какие сроки проводилась на предприятии вакцинация.
При личном обращении защитнице в предоставлении этих сведений в указанных инстанциях было отказано. Впрочем, судья Артем Усачев тоже отказался помогать Смирновой и ее адвокату в этом, посчитав, что предлагаемая для запроса информация не относится к конкретно рассматриваемому делу. Также пенсионерке было отказано в том, чтобы привлечь в качестве соответчика по делу правительство РФ в части искового требования о признании факта эпидемии в 1979 году в Екатеринбурге. Здесь было упомянуто, что первый президент РФ Борис Ельцин своим законом о пенсиях для пострадавших от сибирской язвы автоматически ранее это уже сделал. Другой вопрос в том, что этот закон не исполняется.
Ответчик в лице Минобороны России (интересы ведомства в суде сегодня представляла адвокат Марина Янченко) вновь потребовал прекратить судебный процесс по причине истечения сроков исковой давности. Аргументируя свое ходатайство, адвокат указывала на решения Верховного суда РФ и Конституционного суда. Впрочем, сегодня решение по этому документу принято не было — его рассмотрят по существу на дальнейших слушаниях.
Еще один ответчик — 48-й Центральный научно-исследовательский институт микробиологии Минобороны РФ (является правопреемником Центра военно-технических проблем бактериологической защиты, известен как объект Свердловск-19, расположен в военном городке №19) предоставил на десяти листах письменные возражения по делу. Кроме того, он предложил перенести суд в Москву — по месту регистрации учреждения. Этот вопрос также будет решен по результатам основного процесса.
Выслушав все ходатайства и возражения сторон, суд принял решение о завершении затянувшихся предварительных слушаний и назначил на 3 июня начало судебного разбирательства. Заседание начнется в 10:00.
Напомним, выброс спор возбудителя сибирской язвы произошел в Свердловске весной 1979 года. Тогда в институте 19-го военного городка из-за людской халатности произошла утечка биоматериала. Погибли десятки мирных жителей, сотни — пострадали. Смирнова попала в их число и единственная на данный момент имеет в медкарте упоминание о сибирской язве. Другие жертвы эпидемии (а таких насчитывается около 700 человек) лишились подобных документов — их изъяли сотрудники КГБ. Истинные причины трагедии стали известны лишь в начале 90-х.
Смирнова долгое время хранила молчание из-за подписки о неразглашении, но сейчас решила бороться за свои права, потребовав в качестве компенсации за вред ее здоровью 6 млн рублей.
Ранее «Новый Регион» выяснил, что в настоящее время еще остается в живых генерал-майор в отставке Андрей Яковлевич Миронюк, который выявил истинные причины той трагедии и не скрывал их. Бывший контрразведчик числится сейчас членом ветеранской организации Жовтневого района Днепропетровска (Украина), а в 1979 году он исполнял обязанности начальника особого отдела Уральского военного округа и знает об этом ЧП все. Именно он в свое время приоткрыл завесу над тщательно скрываемой тайной.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов