Главные редакторы федеральных СМИ попросили Путина о помощи в кризис
Письмо с просьбой о поддержке СМИ было передано председателем Союза журналистов Москвы Павлом Гусевым. Он встречался с Путиным вместе с другими главными редакторами федеральных СМИ 18 февраля, о передаче письма РБК рассказал сам Гусев.
«Если не помочь СМИ сегодня, то к концу года их в России будет в два раза меньше», — объяснил он решение отрасли написать президенту.
По его словам, документ готовили представители медиа- и рекламного рынка. Гусев отказался предоставить копию обращения РБК, но рассказал, какие предложения в нем отражены. Государство, в частности, просят не допускать необоснованного роста цен на бумагу, частично снять ограничения на рекламу алкоголя, перенести ответственность за рекламу биологически активных добавок на рекламодателей.
Гусев пояснил, что рекламу алкоголя предлагают вернуть с ограничениями - в том числе по времени для трансляции на ТВ, «чтобы дети не увидели». Медиасообщество также настаивает на возвращении рекламы на детские каналы и сохранении газетных киосков.
Помимо Гусева на встрече были главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты «Ведомости» Татьяна Лысова, главный редактор газеты «Коммерсантъ» Сергей Яковлев, шеф-редактор холдинга РБК Елизавета Осетинская, главный редактор журнала Forbes Эльмар Муртазаев и руководители информагентств — гендиректор «России сегодня» Дмитрий Киселев и гендиректор «Интерфакса» Михаил Комиссар.
20 февраля, в пятницу, с президентом встретятся руководители телеканалов, рассказала РБК главред МИА «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян. Главный редактор «Коммерсанта» Сергей Яковлев сказал РБК, что письмо было подписано руководителями СМИ перед встречей с президентом, его подписали все участники.
«В этом письме вполне человеческие предложения, с которыми все выразили согласие. Оно состояло из пяти пунктов, посвященных расширению круга потенциальных рекламодателей». Владимир Сунгоркин подтвердил РБК, что все пункты посвящены «снижению запретительных барьеров в рекламе». Он отдельно подчеркнул, что не считает возвращение рекламы алкоголя в СМИ вредным для общества.
«Традиционно против этого возражают, заявляя, что люди будут больше пить. Но мы в ответ обращаем внимание, что рекламируется только качественный алкоголь, а спиваются люди чаще всего от суррогатных продуктов», — заявил он. Предложения руководителей федеральных СМИ совпадают с подготовленным Минкомсвязью антикризисным планом развития отрасли, отмечает заместитель министра Алексей Волин.
Этот антикризисный план был опубликован также в среду, 18 февраля и содержит все те же предложения: не допускать необоснованного роста цен на бумагу и либерализовать рекламное законодательство, в частности, разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств, снять со СМИ ответственность за недостоверную рекламу биологически активных добавок, позволить чаще прерывать рекламой детские теле- и радиопередачи.
По словам двух участников встречи с президентом, помимо рекламных вопросов на ней также обсуждалось предложение продлить для СМИ льготу по уплате страховых взносов с зарплат сотрудников. Это предложение в письмо не вносилось, говорит еще один участник собрания. До 2015 года СМИ платили страховые взносы по льготной ставке (28%, а не 36%).
По словам руководителя одной из федеральных газет, в СМИ доля оплаты труда сотрудников в общих расходах организации достигает 40-50%. Если ставка будет пересмотрена, и СМИ будут платить стандартные налоги, то расходы федеральных изданий могут увеличиться более чем на 100 млн рублей в год, а для СМИ среднего уровня — на десятки миллионов рублей. Министерство связи уже выступало с предложениями по возврату части рекламы в СМИ.
Еще в ноябре 2014 года заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин говорил, что «пора возвращать табак и алкоголь в телевизор — это, наверное, будет громко сказано, но в печатные СМИ мы точно считаем, что нужно возвращать табак и алкоголь». В начале февраля замминистра в интервью телеканалу РБК признал, что СМИ находятся в «тяжелейшем состоянии». По его словам, в январе 2015 года объем рекламы на телеканалах упал на 28%, в печатных СМИ — на 35-40% (в зависимости от сегмента, наибольшие потери — у журналов), на радио — на 30%.
Оценка объема рекламного рынка в медиа в целом упала с $ 10 млрд в 2013 году до $ 5 млрд, заявил Волин. По его словам, эти цифры сопоставимы с кризисным 2009 годом". Волин заявлял, что для выхода из кризиса «ряд шагов» должно предпринять и государство, и сами СМИ. Ограничения на рекламу алкоголя постепенно, для разных видов СМИ, вводились с 2008 года. Сейчас запрещена реклама алкоголя во всех видах СМИ, в том числе в интернете, и его наружная реклама. Исключение летом прошлого года было введено для пива: его можно рекламировать на платных телевизионных каналах, в местах проведения спортивных соревнований, в печатных изданиях.
С 2008 года к концу 2014 года из-за законодательных ограничений отрасль потеряла 50 млрд рублей, делился данными Vi вице-президент АКАР Сергей Пискарев. Стоимость бумаги за последние три месяца уже выросла на 50%, при этом некоторые производители уже уведомили издателей, что в 2015 году их ожидает как минимум еще одно повышение цен — на 15%, заявлено на сайте Ассоциации распространителей печатной продукции. По данным ассоциации, доля полиграфии в себестоимости газетно-журнальной продукции составляет около 70%.