Россиянам придется забыть о повышении зарплат в 2015 году
В 2015 году из-за спада в экономике работодатели могут отказаться от традиционной индексации заработных плат. Повышения будут «точечными» — только тем сотрудникам, которых работодатель захочет удержать во что бы то ни стало.
Единственный показатель на рынке труда, который значительно отреагировал на изменения в экономике сейчас, — динамика реальной заработной платы. По данным Росстата, за январь-октябрь она выросла на 2,2%, в то время как за 10 месяцев 2013 года рост составил 5,7%.
В следующем году, если в экономике останется минимальный рост, безработица останется «в коридоре «5−5,5% или чуть выше», а трудности в экономике продолжат отражаться только на уровне реальной заработной платы, не исключает заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников: «Конечно, если в экономике начнется серьезный спад, то уровень безработицы пойдет вверх. Но все равно она будет оставаться на более низкой отметке, чем это наблюдалось в кризис 2008—2009 годов».
«То что мы сейчас наблюдаем на рынке труда, я называю тревожной стабильностью, — говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. — Мы хорошо помним осень 2008 года, когда число вакансий резко снизилось, а число резюме — увеличилось. Сейчас такого не наблюдается. Когда экономика развивается, люди открыто выходят на рынок труда, увольняются, не найдя себе новое место работы. Сейчас люди держатся за свое рабочее место».
Но уже сейчас работодатели стали более требовательны к кандидатам: срок рассмотрения кандидатур — от первого собеседования до заключения договора — увеличился почти в два раза. Если ранее на это уходило 1−1,5 месяца, то сейчас в среднем три, говорит управляющий партнер и основатель компании FIRST (входит в Ward Howell Group) Дмитрий Дереляк.
Рассчитывать на повсеместный рост заработных плат тоже не стоит, говорят РБК опрошенные эксперты.
«Само понятие „индексация“ в коммерческом секторе ушло в прошлое. Повышать заработную плату будут ключевым и самым эффективным сотрудникам. Но к общей индексации это не имеет никакого отношения», — полагает Алексей Захаров.
В 2015 году вряд ли будут заключаться контракты с заработными платами, привязанными к доллару и евро (сумма прописывается в трудовом договоре в иностранной валюте, заработную плату сотрудник получает в рублях по курсу ЦБ РФ), говорит он. В 2008 году таких контрактов было около 15% в среднем на рынке среднего управленческого персонала, сейчас их менее 5%.
«Мы сейчас иногда сталкиваемся с недопониманием со стороны кандидатов, которые требуют на собеседовании от работодателей заключение договора на таких условиях, чтобы захеджировать валютные риски. Работодатель не реагирует на это. С этим борются простым отказом. Я за последнее время встретил один-два контракта, в основном это касается экспатов. Но там просто зафиксирован курс (не больше чем)», — говорит Дереляк.
Он не исключает, что в 2015 году скорее всего замедлится процесс разработки долгосрочных мотивационных схем для сотрудников (премирование акциями, опционами и т. д.) в российских компаниях. «Для создания долгосрочной мотивационной схемы важна экономическая стабильность. А мы видим скорее увеличение неопределенности», — поясняет он.