В России подорожало подсолнечное масло
Оптовые цены на подсолнечное масло за последний месяц выросли на 15-23%, скоро это отразится и на розничных ценах. Среди причин — плохой урожай подсолнечника и падение курса рубля, из-за которого фермерам выгоднее работать на экспорт.
Компании-производители утверждают, что рост на масло не характерен для данного времени года. По данным исполнительного директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, в 2014 году урожай подсолнечника оказался хуже: собрано на 16% меньше, чем годом ранее. Сыграл свою роль и валютный курс: фермерам, выращивающим подсолнечник, работа на экспорт кажется все более интересной, они предпочитают «сидеть на товаре» или продавать его переработчикам по завышенной цене. У многих масложировых заводов есть примерно полуторамесячный запас сырья, и именно на нем они сейчас работают, рассказал представитель крупного производителя масла.
Россия является крупным экспортером подсолнечного масла, и рублевые цены для внутреннего рынка зависят от валютных колебаний, так как при слабеющем рубле производители увеличивают экспортные поставки, зафиксированные в иностранной валюте, объясняет президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По оценке аналитического агентства «АБ-Центр», экспорт подсолнечного масла из России в январе-сентябре 2014 года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 55,7%, поставки подсолнечного шрота и жмыха (концентрированные комбикорма, продукт переработки подсолнечника на масло) на мировой рынок увеличились на 32,1%.
Бутылка масла емкостью 0,9 литра (около 0,8 кг масла) стоит в рознице в среднем 52-53 руб., из которых 27,6 руб. — это цена сырого масла, 10-12 руб. — его переработка и бутылка, еще 5 руб. — пробка и этикетка, уточняет гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. То есть наценка торговых сетей — 10-15%, рассуждает Петриченко.
По словам других производителей, возможно повышение цен не только на бутилированное подсолнечное масло, но и на продукты, при производстве которых он используется — майонез, маргарин, кондитерские изделия, хлеб и т. д.
Некоторые поставщики действительно предупредили о возможном повышении цен на 15-20%, сообщил представитель X5 Retail Group (развивает сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов. Пока, по его словам, предупреждения делаются устно, поставщики ссылаются на подорожание сырья у контрагентов. В X5 уже начали поиск альтернативных поставщиков — тех, кто готов работать по прежним ценам.
Конечные потребители ощутят повышение цены на масло через пару недель: до конца года цены точно не будут падать, а в феврале, после традиционного постновогоднего оживления продаж, следует ждать нового роста, прогнозируют в крупной компании — производителе подсолнечного масла.