Напомним, что ко Дню города напротив Главного управления архитектуры и строительства Челябинска появилась скульптура «Венер», немедленно прозванная не разбирающимися в современном искусстве челябинцами «гермафродитом», «големом», «железным капутом». Самые непочтительные даже высказывали предположение, что «отсутствие рук и маленькая шестигранная голова символизирует наших челябинских архитекторов и градостроителей».
В свою очередь, власти в лице сити-менеджера Сергея Давыдова упирали на то, что раз статую привез из Финляндии (к тому же бесплатно) «известный скульптор Камиль Сайфулин», то это по определению объект европейского уровня и высокой художественной ценности. Как и вторая скульптура, изображающая рабочего с молотом, и бронзовый верблюд, предназначающийся для реконструированного сквера на площади Революции.
В итоге выяснилось, что спорные архитектурные формы принадлежат авторству отца и сына — Камиля и Рафаэля Сайфулиных, ставших победителями творческого конкурса «Челябинск город труда». «Эти философские работы высоко оценили профессионалы, но реакция простых горожан неоднозначна и вызывает вопросы, на которые ответили сами авторы», — заметили в администрации города.
«Венер — это собирательный образ рабочего человека. Главная идея композиции — сила и мощь, именно поэтому акцент сделан на торсе. Я пользовался трубами, шестернями, гайками, прутами, чтобы как можно ярче выразить характер своего героя. У него есть даже сердце, — говорит Камиль. — Самая важная часть Венера спрятана в левой части железной груди за дверцей с краником. Я очень люблю металл, у меня в гараже целый склад понравившихся мне деталей. Но что-то для Венера пришлось покупать. Для рук присмотрел в магазине газовые отводы трубопровода. А что-то делал сам, например гайку, которая представляет собой голову, слепил из листа железа, потому что деталей такого размера никто не делает. На создание скульптуры ушло около трех месяцев, дважды я ее собирал и разбирал, прежде чем добился желаемого результата. В вашем городе все очень сглаженное, а мое видение этой темы такое неординарное».
«Пролетарий» же авторства Сайфулина-старшего скован из тракторной цепи. «Символично, что Пролетарий сделан из цепи, которая его оковывала, — раскрывает идейный замысел автор. — В его руках молот, он в движении, увлечен своей работой. Высота всей композиции — три метра. Половину составляет постамент, на котором приварены настоящие гаечные ключи и другие инструменты рабочего. Они создают некую трудовую колонну, на вершине которой — сам Пролетарий. В Европе очень любят произведения из дешевых материалов, но со смыслом. Надеюсь, челябинцы ее оценят по достоинству». Эта композиция установлена на Троицком тракте недалеко от пересечения с улицей Дарвина.
«Прекрасно, что челябинские власти обратили внимание на городскую скульптуру. Это важный элемент культуры, — отмечает Рафаэль. — Особенно хочу отметить, что мастерам предложили поразмышлять на тему труда. Она должна доминировать. Для такого города, как Челябинск, с множеством заводов и предприятий это актуально. Проще всего поставить где-нибудь бронзовую скульптурку, которая будет вызывать восхищение. Главная же задача мастера создавать работы, заставляющие людей задуматься».
Бедные челябинцы! Впрочем, так им и надо...
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов