Как уже говорилось, новый налог будет взиматься не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости недвижимости, которая намного ближе к рыночной. Для квартир в новых домах разница может быть незначительной, а вот налоговая база для жилья в старых зданиях может резко вырасти. Но для жилья и гаражей в 20 раз снижается базовая федеральная ставка — с 2 до 0,1%, для остальных объектов — до 0,5%. Для жилья дороже 300 млн рублей — 2%. Регионам предоставлено право снизить эти ставки.
Для разных видов жилья предусмотрены вычеты: 20 кв. м на квартиру, 10 кв. м — на комнату, 50 кв. м — на дом. Льготники (например, ветераны, пенсионеры, инвалиды и др.) получат дополнительные вычеты в 50, 10 и 100 кв. м соответственно, а также 20 кв. м для гаража. Стандартные вычеты предоставляются для каждого объекта, льготные — только для одного объекта каждого вида.
Минэкономразвития проект согласовало, сообщил представитель ведомства. Но планка в 300 млн рублей для роскошной недвижимости слишком высокая, указывает он: количество таких объектов незначительно и «на практике мера окажется нерабочей».
Нагрузка будет расти постепенно в течение пяти лет — на 20% в год. По расчетам ФНС, в среднем по России за эти годы сумма налога утроится и для жилья составит 1915 рублей против 642 рублей в 2012 году, в Москве — увеличится в 5 раз до 6690 рублей. В некоторых случаях налоговая нагрузка возрастает в десятки раз. Например, налог на типовую трешку в доме 1945 года в Калининградской области может увеличиться в 30 раз, на двушку в доме 1983 года в том же регионе — в 18 раз. Правда, в абсолютных значениях рост не такой значительный — на 782 и 817 рублей соответственно.
Это средние расчеты, изменение нагрузки будет неравномерным, отмечает замруководителя ФНС Светлана Бондарчук. Пострадают владельцы квартир в старых домах, говорит федеральный чиновник, участвующий в обсуждении проекта. Вырастет нагрузка на собственников хрущевок и старых квартир, согласен замминистра земельных и имущественных отношений Татарстана Рустэм Мерзакреев, сейчас инвентаризационная стоимость их имущества очень низкая. Муниципалитеты смогут уменьшить нагрузку, введя пониженные ставки, напоминает Бондарчук. К тому же выиграют владельцы новых квартир (возрастом 7-10 лет), отмечает она: для них ставка снизится, а база почти не изменится — инвентаризационная стоимость этого жилья уже близка к кадастровой.
Кроме того, с учетом суммарного вычета в 70 кв. м большая часть пенсионеров налог платить не будет, продолжает Бондарчук, а из-за вычетов в 100 кв. м для жилых домов налогом не будет облагаться до 90% жилого фонда некоторых регионов. На дома до 50 кв. м в сельских районах региона приходится более 50% фонда, а в пригородных районах — 25-50%, рассказывает Мерзакреев: сейчас их собственники платят налог, после реформы — не будут.
Социальные последствия могут быть очень серьезными, но налог вводить нужно, рассуждает Мерзакреев: необходимо снижать налоги на бизнес и увеличивать на имущество. Есть поручение президента принять закон в весеннюю сессию Госдумы, говорит федеральный чиновник, близкий к Минфину. Откладывать введение налога уже нельзя, настаивает Бондарчук: потенциал роста поступлений имущественных налогов за счет улучшения администрирования исчерпан, а это важный источник доходов муниципалитетов. Международная практика показывает, что налог на недвижимость часто является ключевым местным налогом — у него наименее мобильная база, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. В России доля налога на недвижимость физлиц в общих доходах регионов незначительна: 22,3 млрд из 8,2 трлн рублей в 2013 году.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов