На 21 апреля запланирована протестная акция — ровно в полдень остановятся на одну минуту и подадут звуковой сигнал все муниципальные автобусы, трамваи и троллейбусы.
В минувшую пятницу в заксобрании Свердловской области состоялось второе заседание рабочей группы по вопросу транспортных льгот. Состав делегации Екатеринбурга на этот раз был значительно расширен — присутствовали чуть ли не треть депутатов гордумы Екатеринбурга и три руководителя муниципальных транспортных предприятий.
Первым слово взял генеральный директор Трамвайно-троллейбусного управления Екатеринбурга Александр Мирошник. Он обозначил в целом главную проблему для всех транспортников: постоянная текучка кадров из-за низкой заработной платы, устаревший парк (по городу до сих пор ходят трамваи чешской сборки 40-летней давности), рост кредитной задолженности предприятия и сокращение производственных программ.
Кроме прочего, он перечислил суммы задолженности по областным субсидиям за провоз льготников по соглашению от 2009 года. Как уже неоднократно повторяли транспортники и руководители Екатеринбурга, эта цифра достигает 1,5 миллиарда рублей. Когда Александр Мирошник начал перечислять миллионные суммы накопленных долгов по годам, с другой стороны зала послышалось недовольное: «Что врать-то?». Градус дискуссии повышался.
После доклада ТТУ о схожей ситуации на своих предприятиях рассказали директор Екатеринбургского метрополитена Владимир Шафрай и руководитель МОАП Владимир Кайсаров. Следом за ними выступил городской депутат Вячеслав Вегнер, который зачитал обращение профсоюзов МУПов: «Коллектив предприятий понимает, что все идет к банкротству. В связи с этим выдвинуты следующие требования: если власти не могут или не хотят решать проблему компенсаций за льготный проезд, а в основном проводят заседания и совещания, путь признаются в своей несостоятельности и отменят льготы по проезду. Нужно запретить частные маршруты из центра города и убрать все коммерческие транспортные организации. В то же время коллектив заявляет, что способен выполнить все пассажирские перевозки в городе».
Когда замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский начал перечислять принципы бюджетного финансирования транспортников, Владимир Терешков потребовал объяснить, куда город потратил 2,8 миллиарда рублей, заложенных в бюджете на развитие метрополитена. Из объяснений вице-мэра стало ясно, что деньги были перераспределены на другие городские нужды, так как вопрос строительства второй ветки метро «завис» после проигрыша Екатеринбурга в гонке за «Экспо-2020».
«Никаких областных и федеральных вливаний не планируется, а город самостоятельно не пойдет на такое масштабное строительство, потому что это будет безумием», — заявил г-н Высокинский. Владимир Терешков согласился с этой мыслью лишь отчасти, подчеркнув, что транспортные деньги нужно было тратить по назначению.
Депутат заксо Андрей Альшевских попросил транспортный комитет Екатеринбурга предоставить письменный ответ о формировании маршрутной сети города — по его мнению, администрация города предоставляет слишком много свободы коммерческим перевозчикам, которые в итоге забирают прибыль у МУПов. Владимир Шафрай, в свою очередь, сообщил, что нынешний тариф в 23 рубля приносит перевозчикам только 16,7 рублей, и в этом и заключается главная проблема убытка муниципальных предприятий.
«Действительно, в этом есть здравое зерно, — согласился Владимир Терешков. — Проблема в том, что до перевозчика сейчас доходит только 30% тех средств, которые получают льготники после монетизации. Здесь нужно подумать о возможной смене принципа финансирования. Мы изначально написали в областном законе слово „пособие“, тогда как это должна быть адресная выплата только на проезд в общественном транспорте. Сейчас же по факту люди могут тратить эти деньги на что угодно, хоть на колбасу. Это трудный вопрос, и он может поначалу вызвать непонимание у населения. Но надо как-то решать эту проблему, и я предлагаю поработать в этом направлении». В итоге Владимир Терешков поручил областному министерству соцполитики просчитать варианты адресного подхода компенсации льготникам.
Несколько екатеринбургских депутатов попытались еще раз поднять вопрос о накопившихся долгах области перед МУПами. Отметим, что свердловский минфин не признает наличие задолженности на основании соглашения, поскольку документ имел отметку «для служебного пользования». Эсер Дмитрий Ионин высказал свое мнение на этот счет: «Я считаю, область должна помочь городу деньгами, но не из-за этой бумажки (соглашения, — прим. НР). Я вообще не понимаю, как можно бюджетные деньги делить ДСП, это же равнозначно хищению! Но муниципальному транспорту действительно нужно дать денег, при этом установить жесткий контроль за расходами МУПов. Потому что лично я, например, г-ну Шафраю деньги просто так не доверил бы», — заключил народный избранник.
Еще один депутат заксобрания Нафик Фамиев призвал участников прекратить превращать вопрос о транспортных льготах в «войну Куйвашева и Екатеринбурга», а по-хорошему договориться, чтобы не допустить коллапса на дорогах уральской столицы.
«Мы и хотим добиться только одного — принятия конкретного решения, будут деньги или нет. Если нет, решим проблему своими силами. Но тянуть этот процесс уже никак нельзя», — отметил Александр Высокинский.
Однако принятие этого судьбоносного решения рабочая группа снова отложила. Участники договорились к 23 апреля собрать более полные сведения о деятельности транспортных МУПов и оперативную информацию от горадминистрации по развитию дорожной сети. После этого будет назначено очередное заседание.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов