Частные перевозчики рассказали ТТУ, как работать в прибыль
В гордуме Екатеринбурга продолжаются споры о стоимости проезда в общественном транспорте. Затянувшееся обсуждение стало напоминать детективное расследование. Если в понедельник депутаты выезжали на осмотр транспортных баз, то сегодня им устроили своеобразную очную ставку с руководителями муниципальных и коммерческих перевозчиков.
Напомним, депутатов по итогам инспекционной поездки заинтересовали доходы транспортных МУПов от рекламы в пассажирских салонах. Сегодня им был представлен краткий отчет. Как выяснилось, городские автобусы получают около 16 миллионов рублей в год от размещения рекламы, примерно такая же сумма в ЕТТУ. Екатеринбургский метрополитен зарабатывает на рекламе 19 миллионов рублей в год, и еще 2,5 миллиона поступает от арендаторов торговых точек на станциях. Озвученные цифры вызвали возмущение членов фракции «Справедливой России» Александра Норицина и Ильи Лобова. Они заявили, что по их расчетам реклама в одном подвижном составе стоит 1890 рублей, что не соответствует реальным расценкам на рынке Екатеринбурга.
«Вы неправильно считаете, нельзя делить сумму доходов на количество вагонов, у нас не все маршруты пользуются популярностью», — защищал транспортников председатель профильного комитета Алексей Курлыков. Александр Норицин в ответ заявил, что готов сам выкупить всю рекламу в трамваях за 32 миллиона рублей. «Я могу даже за год вперед заплатить», — заметил он.
Неожиданно для него самого городские чиновники встретили его предложение с энтузиазмом. «Отлично! Давайте через два месяца устроим новый конкурс, где вы будете участвовать, 32 миллиона — хорошая цена, нам такое еще не предлагали», — заключил вице-мэр Александр Высокинский, который традиционно выступил модератором собрания.
Другие депутаты тоже оживились: «Можно ведь и 33 миллиона заплатить, чтобы спасти городской транспорт. Или 36 миллионов». Тут депутату Норицину пришлось спешно отступать: «Я, может быть, слишком эмоционально говорил. Дело не в том, что я готов заплатить за рекламу, а в том, что надо проверить чистоту конкурсов, по которым выбираются рекламные агентства», — закончил он под общее хихиканье в зале.
В разгар спора представители мэрии попытались перевести тему. Замглавы администрации Евгений Липович заявил, что реклама в общественном транспорте не нужна, так как она «не приносит достаточной прибыли и портит внешний вид». Александр Высокинский настаивал, что увеличение рекламных доходов не исправит тяжелую ситуацию с городским транспортом, и нужно поднимать вопрос о дотациях из бюджета. Он снова призвал городских депутатов обратиться в заксобрание по вопросу компенсации провоза льготников со стороны облправительства по соглашению от 2009 года.
После «допроса» руководителей МУПов депутаты принялись расспрашивать директоров коммерческих транспортных компаний. Главным образом, всех интересовал вопрос, как частникам удается получать прибыль, в то время как муниципальный транспорт терпит убытки. «Я вложил приличную сумму личных денег в свое предприятие, чтобы отбить кредиты и лизинговые платежи, — заметил директор НП „Городские пассажирские перевозки“ Юрий Минин, — по балансу практически выходим „в ноль“. Работаем за счет доходных маршрутов, они определяются исходя из пикового потока пассажиров».
«А вы платите все налоги?» — попытался спровоцировать Илья Лобов собеседников. «Да, в полном объеме», — не моргнув глазом, ответили частники, добавив, что исправно проходят проверки. Впрочем, ни один из директоров не признался, какой доход приносит им транспортный бизнес. Зато довольно неожиданным стало заявление, что цена проезда в 23 рубля для частников вполне приемлема — только с условием, что никаких льгот у пассажиров не будет.
«Все равно, муниципальный и частный транспорт находятся в неравных условиях», — снова встал на защиту МУПов Алексей Курлыков, — коммерческие перевозчики не расскажут вам, что они не выводят транспорт в мороз, их водители могут не пройти медосмотр и так далее". «Так почему их никто не наказывает за нарушение закона?» — возмутился эсер Александр Караваев. Однако вопрос остался риторическим.
В итоге депутаты приняли решение создать специальную рабочую группу, которая детально изучит конкурсную документацию и бухгалтерские сметы муниципальных транспортных компаний. Результаты документального расследования будут представлены на следующем заседании городской думы.