Эксперт: людям надо было рассказать, что такое ЭКСПО
Подводя пока промежуточную черту над проделанной работой — 2,5 года подготовки и продвижения и второе место по итогам голосования, политолог Анатолий Гагарин выделяет в происшедшем два нюанса. «С точки зрения технологической все делали правильно — прикладывали усилия, был финансовый запал на то, чтобы уговаривать, показывать, рассказывать и презентовать город для 160-ти стран. И с этой задачей справлялись. Как — другой вопрос. Хотя и у меня тоже были вопросы к некоторым моментам в исполнении», — говорит он.
И обращает внимание на важный момент: видимо организаторы (АНО «Заявочный комитет ЭКСПО-2020») исходили из того, что сначала надо победить, а уже потом рассказывать жителям о том, какие плюсы принесет ЭКСПО. Это упущение — в первую очередь людям надо было рассказать, что такое ЭКСПО. Но, кроме того, что это красивое слово — ничего не было сказано. Также надо было подумать о популизме в хорошем смысле: что ЭКСПО будет идти полгода, но рассказывать не в том ключе, что бойтесь пробок, а о том, как будут с этими пробки бороться. Это тоже говорилось, но не для той целевой аудитории, не для людей. Такое не очень дальновидное поведение привело к тому, что большинство горожан просто не поняли, что такое ЭКСПО-2020. А ведь это, по сути, такой «Диснейленд», где много интересных «штучек», — говорит Гагарин.
Он напоминает, что в 1958 году Россия участвовала в ЭКСПО: автозавод ГАЗ получил там три гран-при за свои машины. «И это было здорово — наш павильон считался хорошим и посещаемым. Но теперь никто не объяснил, что в Екатеринбурге могли быть собраны все достижения XXI века — разные гаджеты, машины, технологические устройства и много-много чего еще интересного и передового. Тут было бы представлено все, с чем будут жить люди в XXI веке — самые невероятные новинки. Мы могли стать бы эпицентром мирового события, о котором бы потом еще и внукам рассказывали», — сетует г-н Гагарин.
И отчасти объясняет причины радости, которая обуяла часть уральцев в связи с проигрышем: «Мы просто заелись. У нас постоянно кто-то бывает — и Путин, и другие лидеры, и мы избаловались. Надо было рассказать о плюсах. Кроме того, может быть, надо было придумать бесплатный билет на ЭКСПО именно для жителей Екатеринбурга и массу всяких популистских, но хороших и близких людям идей. Нужно было перейти на простой язык в диалоге с жителями. Сказать, что это был бы подарок горожанам — не получилось. А ведь город, по сути, лишился нового микрорайона…»
Также Анатолий Гагарин усматривает в проигрыше заявки и политический момент. «Почему еще так получилось? Потому что в определенном смысле происходила борьбы двух автаркий (автаркия — экономика, ориентированную вовнутрь, на саму себя — прим. Uralweb) — с одной стороны Екатеринбурга, с другой — заявочного комитета Эрика Бугулова, который несколько самозамкнуто существовал. Любви между ними не случилось. Притом, что у Екатеринбурга были отличные стартовые позиции — тот же Измир второй раз участвовал, и даже во второй тур в этот раз не прошел. В общем, жаль, что у нас в Екатеринбурге воцаряется провинциальное мышление. Мы ведем себя по-деревенски, не цивилизованно. Все это противоречит самому духу Екатеринбурга, и пока мы это не изживем — мы будем ощетиниваться на любую передовую инициативу», — неутешительно заключает Гагарин.
Более 500 частных роскошных автомобилей и мотоциклов приняли участие в параде в поддержку заявки города на EXPO-2020. Дубаи, 8 ноября 2013 года. Фото globallookpress.com