Столько же неоднозначны прогнозы относительно экономической ситуации: 41% опрошенных полагают, что следующие 12 месяцев будут хорошим временем для российской экономики, а 42%, напротив, считают, что это будет неблагоприятный период. Причем за лето число пессимистов заметно выросло: еще в июне мнение большинства склонялось скорее к оптимистичному сценарию (45% против 38% соответственно).
И стоит ли удивляться тому, что граждане впадают в тоску, если на протяжении нескольких месяцев (начиная с неосторожного майского замечания экс-министра экономики Андрея Белоусова о возможном спаде экономики осенью) руководство страны не устает пугать население грядущими проблемами. Вот и начало текущей недели ознаменовалось новым неутешительным заявлением руководителя МЭР Алексея Улюкаева о том, что все по-прежнему плохо.
Рост ВВП РФ с января по сентябрь составил всего 1,5%, а инвестиции в основной капитал продемонстрировали спад на 1,4%. Промышленное производство за девять месяцев выросло на смешные 0,1%, и то лишь благодаря росту в добывающих секторах. Однако и здесь есть повод для тревоги — за отчетный период экспорт снизился на 1,4%. А основная его статья, как известно, именно природные ресурсы. И, наконец, Улюкаев отметил замедление роста потребительского спроса. «В общем, ситуация лучше не стала», — резюмировал он.
Правда, Федеральная служба по труду и занятости подкинула порцию хороших новостей. По ее данным, начавшийся было летом рост безработицы повернул вспять, и за первый месяц осени число официально зарегистрированных безработных в России сократилось на 4,9%, составив, по данным на 1 октября 879,1 тысячи человек. Нетрудоустроенных граждан стало меньше в 78 регионах. Увеличилась численность безработных лишь в четырех регионах, из них наиболее заметно — в Северной Осетии (на 10,3%) и Ямало-Ненецком автономном округе (на 4,5%).
Но, как известно, в России далеко не каждый человек, потерявший работу, сразу пойдет на биржу труда. Если вообще пойдет. И к тому же процветает так называемая скрытая безработица, когда формально гражданин числится трудоустроенным, а по факту находится в неоплачиваемом отпуске, зачастую весьма затяжном, или сталкивается с постоянными задержками зарплаты, столь же длительными. Поэтому данные Роструда обычно сильно разняться с неофициальными оценками, например, Международной организации труда (МОТ).
Есть и еще один показатель, связанный с рынком труда, который наглядно свидетельствует об ухудшении экономической ситуации, — рост серых зарплат. Недаром власти в очередной раз озаботились борьбой с этим явлением, пообещав жестко наказывать виноватых. Будет ли от этого польза простому люду — вопрос спорный. Понятно, что выплата зарплат в конвертах — это способ уйти от налогов, и для рядового сотрудника он весьма невыгоден. Но далеко не всегда подобное желание сэкономить продиктовано жадностью работодателя. В российских реалиях это часто одно из условий выживания бизнеса, особенно когда речь идет о малых и средних предприятиях. И не исключено, что жестко наказанный владелец такой компании, если она вообще выживет после подобной экзекуции, будет просто вынужден сократить часть персонала, чтобы оставшимся пришлось работать «за себя и за того парня», но зато при белой зарплате.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов