В середине мая президент Украины Петр Порошенко подписал указ, в соответствии с которым вступило в силу решение Совета национальной безопасности и обороны о применении против ряда юридических и физических лиц «персональных специальных экономических и других ограничительных мер». Среди них блокировка на территории страны сервисов холдинга Mail.Ru Group, популярных соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», «Яндекса» — от агрегатора новостей (news.yandex.ru) до сервиса переводов и «Яндекс.Такси».
Более половины украинцев — 61,2% — не поддержали это решение властей, согласно опросу центра социальных исследований «София». По данным аналитического агентства SimilarWeb (есть в распоряжении РБК), посещаемость заблокированных российских ресурсов хотя и снизилась, но полностью ограничить к ним доступ украинским властям до сих пор не удалось. Кроме того, верным оказался и прогноз экспертов о том, что украинцы успешно освоят пути обхода блокировки запрещенных сайтов.
По данным SimilarWeb, посещаемость vk.com из Украины в июне по сравнению с апрелем сократилась в среднем на 61%. Если 10 апреля на страницу заходили 10 млн жителей этой страны, то 10 июня — 3,8 млн. Аналогичная ситуация с веб-версией «Одноклассников» (ok.ru) — посещаемость этого адреса с апреля упала на 64%, с 4,6 млн до 1,6 млн человек. Количество заходов на yandex.ua с апреля снизилось в среднем на 65%, с 5,9 млн до 2 млн посещений. У mail.ru посещаемость упала на 55%, с 4,9 млн до 2,2 млн заходов на сайт.
Похожие данные приводит «TNS Украина». Начиная с 20 мая суточные охваты сайтов vk.com, ok.ru, mail.ru и yandex.ua, то есть количество человек, посещавших их, уменьшились в 2-2,4 раза; суммарно их среднесуточный охват на персональных компьютерах упал в 2,3 раза. Наиболее ощутимое падение началось 22 мая, когда большинство провайдеров включили блокировку. На этом фоне начал заметно расти Facebook, прирост суточных посещений веб-версии сайта составлял 30%.
Однако украинцы практически сразу стали искать пути обхода блокировок. И мобильный охват приложения Opera VPN, который позволяет его выполнять, вырос на 25% уже 17 мая по сравнению с предыдущей неделей, следует из данных Kantar TNS CMeter. Охват VPN-приложения TunnelBear вырос на 19%.
Российские компании также приняли ряд мер по восстановлению трафика. Например, «Одноклассники» смогли обойти блокировку на Украине с помощью обновленной версии мобильного приложения, писало агентство УНИАН со ссылкой на заявление социальной сети. «Вы снова можете без ограничений общаться в „Одноклассниках“ со своими родными и близкими. Это возможно с помощью официальных мобильных приложений ОК („Одноклассники“. — РБК) для iPhone и Android», — говорилось в письме. Для пользования социальной сетью жителям Украины необходимо обновить приложение до последней версии.
«Яндекс» «вернулся» на Украину благодаря странице yandex.fr, убедился корреспондент РБК. На сайте отображается карта Киева, украинские новости, прогноз погоды и др. Эта региональная версия поисковика «Яндекса» была зарегистрирована еще в конце 2014 года компанией Yandex Europe AG (как и российский «Яндекс», является «дочкой» Yandex N.V., следует из материалов Комиссии по ценным бумагам и биржам США, где торгуются акции компании). По данным Wayback Machine, поисковик «Яндекса» заработал на этом домене только 1 февраля 2017 года. До введения санкций yandex.fr посещали менее 5 тыс. раз в день с территории Украины, указывает в отчете SimilarWeb. Но через три дня после блокировки российского поисковика посещаемость выросла до 71 тыс. заходов, 22 мая на него зашли уже 249,6 тыс. раз. 31 мая посещаемость yandex.fr выросла до 514 тыс. и с тех пор ниже не опускалась. Наибольшее число заходов с введения санкций приходится на 6 июня, тогда страницу посетили более 680 тыс. раз.
Представитель «Яндекса» отказался от комментариев на эту тему.
Что касается сервисов Mail.Ru Group, то на днях издание InformNapalm сообщило, что холдинг в конце мая зарегистрировал домен poshukach.com. «Пошукач» в переводе с украинского означает «поисковик», но больше никакой связи со страной у нового сайта нет. Несмотря на это, по данным аналитического сервиса Alexa, популярность ресурса на Украине быстро растет: если на 12 июня он занимал 492-е место по популярности в стране, то на 28 июня уже 118-е.
В данных Whois (сетевой протокол для получения регистрационных данных о владельцах доменов) владелец домена poshukach.com скрыт. «Мы знаем о существовании этого партнерского проекта поиска, они обеспечивают доступ украинских пользователей к поиску Mail.Ru», — пояснил РБК представитель Mail.Ru Group.
Посещаемость заблокированных на Украине российских социальных сетей и сайтов не уменьшилась, заявил РБК заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин. У «Одноклассников» этот показатель остался прежним, уверен он, и единственное изменение, которое можно заметить, — скачок числа IP-адресов из Нидерландов, так как именно эта страна по умолчанию устанавливается VPN-сервисами. По словам Волина, украинцы освоили VPN и не обращают внимание на блокировки.
Главное отличие российской и украинской систем блокировок заключается в том, что операторы в России «уже привыкли к этому процессу, а украинские — нет», считает руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк. «Организация процесса блокировки ресурса требует специального фильтрационного оборудования, которое стоит денег, а Украина столкнулась с блокировкой серьезных ресурсов буквально в один день, — говорит он. — Наши операторы закупают оборудование с 2012 года, для них ничего нового в этом нет».
Единый реестр доменных имен, позволяющий идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в России запрещено, появился в 2012 году. Согласно действующим нормативам, операторы связи обязаны в течение суток ограничить доступ к ресурсу, внесенному в реестр (сам реестр обновляется каждый час). Работа реестра периодически вызывает вопросы пользователей на предмет ее корректности и возможности попадания туда добросовестных сайтов. Как сообщил Алексей Волин, Роскомнадзор несколько недель назад инициировал изменения процедуры блокировки с тем, чтобы компании могли принимать в ней участие. «Сейчас Роскомнадзор занимается подготовкой предложений», — добавил он, не раскрывая деталей.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов