Структура «Ростелекома» запустила спутниковую связь под брендом SenSat
Компания «РТКомм.ру», «дочка» госоператора «Ростелеком», начинает предоставлять физлицам спутниковый доступ в интернет под брендом SenSat. Прежде она предоставляла этот сервис только корпоративным клиентам и госструктурам.
Компания «РТКомм.ру» (на 100% принадлежит «Ростелекому») запускает новую торговую марку SenSat, под которой будет оказывать услуги скоростного спутникового доступа в интернет для физических лиц и малого бизнеса, говорится в поступившем РБК сообщении компании. Компания уже оказывает эту услугу корпоративным клиентам.
Чтобы подключиться к ней, физическому лицу необходимо приобрести комплект оборудования для приема спутникового сигнала (от 29,99 тыс. руб.) либо взять его в аренду (от 750 руб. в месяц). Стоимость доступа в интернет составит от 670 руб. в месяц. В эту сумму включены 2,2 Гб трафика.
Компания задействует ресурс космических аппаратов «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМУ1». Согласно информации на сайте SenSat, в зоне покрытия находится вся российская территория, кроме Магаданской области, Чукотского автономного округа, части Республики Саха (Якутия), части Красноярского края и части Ямало-Ненецкого автономного округа.
Спутники не только для госорганов
По оценке гендиректора компании «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, в 2016 году объем рынка спутниковой связи в России превысил 14 млрд руб., из которых 97% приходилось на корпоративный сектор и госсектор. «Рынок частных пользователей начал развиваться, в том числе благодаря запуску спутников, работающих в новом частотном диапазоне», — отметил Анкилов. По его словам, в России сейчас работает свыше 30 операторов спутниковой связи. Услуги частным лицам оказывают несколько компаний, крупнейшие из которых — «РуСат», AltegroSky, «ЕвроКом» и «КБ Искра».
Представитель «РТКомм.ру» Алексей Пентегов не раскрыл РБК объем инвестиции в проект, но пояснил, что они складывались из аренды дополнительной емкости на спутниках, затрат на создание технического решения, информационных систем, приобретение оборудования и маркетинговой аналитики. Не раскрывает компания и планов по объему абонентской базы в новом для себя сегменте. При этом собеседник РБК указывает на «значительную емкость массового сегмента спутникового интернета», который компания рассматривает «в качестве точки роста для бизнеса».
Нынешний невысокий спрос на спутниковую связь Пентегов объясняет низкой информированностью пользователей об услуге. «Спутниковый интернет до сих пор воспринимается как медленный и дорогой. Но с открытием нового частотного диапазона и началом коммерческой эксплуатации услуги доступа в интернет с его помощью можно утверждать обратное», — настаивает Пентегов.
Скорость доступа в сети SenSat составляет, по его словам, до 45 Мбит/с.
В то же время «РТКомм.ру» не намерена конкурировать с компаниями, предоставляющими доступ в интернет по волоконно-оптическим сетям. «SenSat начинается там, где заканчивается стабильный сервис альтернативных операторов связи. Наша услуга будет наиболее актуальна прежде всего на территориях со слабо развитой телекоммуникационной инфраструктурой, а таких еще достаточно», — подчеркнул Алексей Пентегов.
По оценке «ТМТ Консалтинг», уровень проникновения широкополосного доступа в интернет в России на конец 2016 года составил 56%. По расчетам Константина Анкилова, в России сейчас около 7 млн коттеджей и загородных домов с возможностью сезонного проживания — их владельцы и могут быть потенциальными потребителями спутниковой связи. «Но порядка половины из них имеют или получат в скором времени возможность подключения к проводному интернету, — рассуждает эксперт. — Оставшиеся пользователи не всегда имеют необходимость и финансовую возможность подключения спутникового интернета и будут довольствоваться услугами мобильных операторов».
При заявленных «РТКомм.ру» ценах на оборудование компания может рассчитывать на "несколько десятков тысяч абонентов" и только при условии очень активной маркетинговой поддержки, добавляет Анкилов.
«Ростелеком» правильно выходит в новые сегменты, учитывая, что в корпоративном сегменте и госструктурах доходы от услуг связи практически перестали расти", — отмечает Сергей Пехтерев, руководитель направления по работе с физическими лицами AltegroSky. Значительных дополнительных инвестиций новый проект от «РТКомм.ру» не потребует, считает он. Основная часть затрат придется на закупку комплектов оборудования для приема спутникового сигнала, которые оператор затем продаст или сдаст в аренду абонентам.
«Ростелеком» является крупнейшим игроком на российском рынке широкополосного доступа в интернет среди частных лиц. По итогам 2016 года компания заняла 37% этого рынка как по количеству абонентов, так и по выручке. Поступления от традиционных для «Ростелекома» услуг фиксированной телефонии снижаются, и компания компенсирует это ростом цифровых и контентных услуг, к которым относятся широкополосный доступ в интернет, телевидение, дополнительные и облачные услуги и др.