САМАЯ ВАЖНАЯ «ПРИПРАВА»
Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе и Университета Кейо в Японии получили одобрение властей на официальный запуск клинических испытаний многообещающего препарата. Вещество никотинамидмононуклеотид (NMN) показало вдохновляющий эффект на лабораторных мышах: у них ощутимо замедлился процесс старения. Как сообщили ученые, у пожилых грызунов благодаря действию NMN улучшилось зрение, повысился тонус мышц, выносливость, нормализовался обмен веществ и другие жизненно важные показатели.
— Если вы вспомните школьный курс биологии, то там упоминается такое вещество как никотинамидДИнуклеотид — это важнейший компонент любой живой клетки, так называемый кофермент. То есть «приправа», необходимая для протекания жизненно важных химических реакций, в том числе синтеза жизненно важных веществ, клеточного дыхания
ЗАЩИТИТЬ ДНК
— Эксперименты показали, что у лабораторных грызунов NMN усиливает выработку особого белка — сиртуина, — продолжает эксперт. — Этот белок есть у большинства живых существ и участвует, например, в пролиферации (делении) клеток, восстановлении нашей ДНК после каких-либо внутренних и внешних повреждений. К сожалению, эти важнейшие функции ослабевают и утрачиваются с возрастом, по мере старения организма.
Если же добавить вещество, которое сможет активизировать, восстановить такие функции, то теоретически будет предотвращаться накопление опасных изменений, в том числе связанных с повреждением ДНК. На лабораторных животных это сработало, выполнить задачу удалось. А вот подействует ли такое средство на людей — как раз и покажут клинические исследования.
«ЧУЖИЕ» В ОРГАНИЗМЕ
— Вы ученый с большим опытом, участвовали в разработке первого и пока единственного в России официально зарегистрированного препарата для генной терапии — какие подводные камни могут возникнуть при испытаниях NMN на людях? Насколько велики шансы, что это средство окажется реальным ключом к замедлению старения и омоложению?
— Главная сложность — в биодоступности вещества. Нужно помнить, что организм живого существа — это сложно и гармонично устроенная система с устойчивой защитой от посторонних вмешательств.
Поэтому когда мы внедряем извне какое-либо искусственно синтезированное вещество, крайне сложно добиться, чтобы организм с нами согласился и включил такой чуждый для него элемент в свои метаболические пути (упрощенно — в обмен веществ. — Авт.). Кстати, именно эта проблема остро стоит с искусственными витаминами, которые продаются в аптеках — бОльшая часть пролетает мимо и не усваивается организмом.
То есть главная задача для исследователей, которые разрабатывают аналогичные виды терапии — научиться встраивать искусственно созданный аналог в естественный обмен веществ организма. Если получится — отлично.
ЛЕКАРСТВО ИЛИ ВИТАМИН?
— Важно иметь в виду еще вот что. Процессы, связанные с уменьшением выработки сиртуина — лишь один из многих механизмов клеточного и тканевого старения, — поясняет Роман Деев. — В то же время я допускаю, что у каких-то групп людей — в зависимости от генотипа, региона проживания, окружающей среды, образа жизни
— Старение до сих пор официально не признано заболеванием, хотя все больше исследователей, основываясь на научных данных, призывают включить дряхление организма в Международную классификацию болезней. Иначе даже в случае успеха клинических испытаний — как можно зарегистрировать лекарство для омоложения, если заболевания формально не существует?
— Это действительно проблема. Как вариант, сегодня ее можно решить, если регистрировать не «лекарство от старости», а, скажем, биологически активную добавку или витамин — для этого не требуется ссылаться на болезнь. Так что можем считать, что американские и японские исследователи начали официальные клинические испытания «витамина молодости». Будем с нетерпением ждать результатов.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов