Аналогичные эксперименты ставили в США в 2011 году, но их критики заявили, что крысы спасают друг друга из ловушки не из сочувствия, а из эгоистического желания завести себе приятеля, чтобы не скучать в одиночестве.
Чтобы снять эти возражения, японские ученые из Университета Квансей Гакуин сконструировали специальную коробку из двух секций, разделенных прозрачной перегородкой. В одну из секций наливали воду, в которой крыса вынуждена барахтаться (впрочем, без риска утонуть) несколько минут. Спастись из воды можно, только если вторая крыса откроет дверцу в перегородке.
Уже через несколько дней эксперимента крысы начали регулярно открывать дверцу, спасая своих барахтающихся товарок. Причем когда воды в секции не было, они ничего не делали — то есть они помогают ближнему, только когда тот в беде, а не когда им самим скучно в одиночестве. Кроме того, крысы, сами испытавшие погружение в воду, учатся спасать соседей быстрее: эмпатия (память о собственных страданиях в аналогичной ситуации) способствует взаимопомощи.
Наконец, ученые подвергли крысиный альтруизм самому суровому испытанию. Крысу-спасительницу поставили перед выбором: открыть выход тонущему товарищу или открыть дверцу, за которой лежит шоколадка. И в 50-80 процентах случаях грызуны принимали решение сначала помочь страдающим товарищам. Альтруистические импульсы у животных как минимум столь же сильны, сколь и интерес к пище, отмечают авторы статьи.
Исследование японских ученых дает еще одно доказательство того, что у благородных поступков существует эволюционная основа, независимая от культуры и воспитания. «Люди помогают друг другу не только потому, что мама их так научила. Частично, и нам предстоит узнать насколько, альтруизм вписан в нашу биологию», — отметила нейрофизиолог Пегги Мэйсон (Peggy Mason) из Чикагского университета в Иллинойсе.
Получается, что когда тебя называют крысой,
стырил шоколадку
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов