По мнению Ишингера, Германия не может игнорировать тот факт, что на международной арене газопровод, независимо от того, частный это проект или нет, считают политическим инструментом. Если Берлин, невзирая на это, просто продолжит действовать так же, как раньше, это может разрушить «трансатлантический медовый месяц», пишет глава MSC.
При этом остановка проекта практически перед самым его завершением чревата для Берлина выплатами финансовых компенсаций и «газопроводными руинами на дне Балтийского моря».
Более привлекательным вариантом Ишингеру видится постановка использования газопровода «в зависимость от российского поведения».
Это, прежде всего, механизм «стоп-крана» на случай, «если Россия не сдержит свои обещания по поводу будущего использования украинской инфраструктуры для транзита газа».
Во-вторых, автор статьи предлагает сформулировать четкое «послание Газпрому», что «на фоне текущей ситуации исключительно от Москвы зависит создание условий и атмосферы для того, чтобы Берлин мог дать зеленый свет на запуск газопровода». Иначе говоря, опять же пригрозить не открыть газовый кран уже после постройки газопровода.
«Таким образом ответственность можно было бы переложить на того, кто и должен ее нести — а именно на Москву», — подчеркивает Ишингер.
«Берлин в любом случае должен согласовывать свои дальнейшие действия с ЕС, со своими партнерами, такими, как Украина, и с Вашингтоном. Так можно было бы продолжить развивать новое трансатлантическое доверие, а тяжелый хомут на шее Германии можно было бы превратить в интересную идею для стратегических и конструктивных переговоров между Востоком и Западом», — заключает Ишингер.
Текст: Ольга Маслова
Вместо того, чтобы газифицировать страну, даём конкурентное преимущество нашим "друзьям" в виде дешевого газа.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов