Медведев: В России не будет такого регулирования интернета, как в Китае
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в связи с законопроектом о защите Рунета от внешних угроз, что Россия не пойдет по китайской модели регулирования своего сегмента Всемирной сети.
«Конечно, у нас не будет такого регулирования, как в Китае. Я даже скажу больше: и в Китае это регулирование зачастую не приносит тех, может быть, результатов, на которые это регулирование изначально было ориентировано», — сказал Д. Медведев в пятницу, отвечая на вопросы в ходе общения с пользователями «ВКонтакте» в прямом эфире.
«Тем более, мы не стремимся к такому регулированию — никакого „файервола“ здесь не возникает», — добавил премьер.
Вместе с тем, премьер призвал вспомнить, как развивалась глобальная сеть.
«Если бы интернет можно было бы отрегулировать на общие начала взаимодействия на уровне международной конференции, это было бы идеально», — считает Д.Медведев.
«Но Интернет развивался иначе: абсолютное большинство ключей к регулированию находятся на территории одной страны — Соединённых Штатов Америки», — подчеркнул он.
По словам премьера, независимо от отношений РФ и США «получается так, что та технология, которая стала универсальной, используется миллиардами людей, всё-таки в значительной степени регулируется одной страной».
«Это не очень хорошо. И для этого как раз и существует международное право», — сказал премьер.
«Может быть, мы доживём до ситуации, когда интернет по каким-то ключевым сегментам — например, те же самые доменные имена, какие-то ключевые технологии — будут регулироваться на уровне международных конвенций, но пока этого нет», — констатировал он.
«Поэтому мы должны защитить свои интересы, чтобы не мы что-то отключили, а чтобы нас не отключили. Это же тоже возможно», — заключил он.
Пакет поправок в законы «О связи» и «Об информации» внесли 14 декабря 2018 года сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат ЛДПР Андрей Луговой.
Цель законопроекта — обеспечение целостности, устойчивости и безопасности интернета в стране при возникновении угроз.
Законопроект вводит понятие «точки обмена трафиком», операторы связи обязаны установить технические средства, способные определять источник трафика и запрещать трафик к ресурсам с запрещенной информацией. Определение правил маршрутизации в сети передается федеральному исполнительному органу, ему же операторы сообщают о маршрутизации на трансграничных линиях и дают ему возможность централизованного управления трафиком в случае угрозы. Законопроект предусматривает создание инфраструктуры, обеспечивающей маршрутизацию в сети при невозможности подключения к зарубежным корневым серверам.
Правительство и комитеты Госдумы поддержали принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению. Не поддержала законопроект Счетная палата, указав, что его реализация потребует бюджетных расходов, а также «приведёт к росту стоимости товаров и услуг на российском рынке». Профильная комиссия РСПП обращала внимание, что некоторые предложенные меры избыточны или создают риски ухудшения качества работы и даже отказа сетей связи в РФ.
Госдума одобрила законопроект в первом чтении 12 февраля, «за» проголосовали 334 депутата, против — 47, воздержавшихся не было.
Совет Федерации представил поправки ко второму чтению 15 марта. В частности, он предлагает, чтобы правительство определяло виды угроз, при которых будут действовать меры из законопроекта. Все расходы операторов на установку и эксплуатацию программно-технических средств противодействия угрозам должны быть компенсированы государством.