Дмитрий Киселев предложил «сузить диапазон свободы слова в России»
Гендиректор МИА «Россия сегодня», телеведущий Дмитрий Киселев в авторской программе «Вести недели» предложил «сузить диапазон свободы слова в России». Такое заявление он сделал, говоря о сатирическом фильме «Праздник», действие которого разворачивается в блокадном Ленинграде.
Киселев полагает, что в российском обществе не выработаны критерии «допустимого и невозможного». Он напомнил о ряде случаев, когда активисты громили выставки или срывали театральные репетиции. По словам Киселева, тогда дискуссия дошла до президента РФ Владимира Путина, который предложил творческой интеллигенции самой выработать критерии, разграничивающие «опасный эпатаж» и свободу творчества. Однако, настаивает Киселев, этого не произошло.
«Да тот же [режиссер фильма „Праздник“ Алексей] Красовский уже громко жалуется на то, что ему кто-то угрожает. Еще раз. Не надо угрожать Красовскому. Не в нем персонально дело. Не надо поливать мочой картины и срывать театральные спектакли. Куда важнее сузить диапазон свободы слова в России. Или, точнее, диапазон свободы самовыражения. Но не административно, а культурно, внятно сформулировав, проговорив в обществе внутренние, нравственные запреты. Понимаю, что сейчас все оборутся и ухватятся за слово „сузить“, но ведь у нас в России и вправду диапазон свободы слова шире, чем в любой другой стране мира», — заявил телеведущий.
Он также отметил, что в любом обществе есть табу, «культурные запреты, защищающие культурный код поколений». По мнению Киселева, в Израиле «режиссер Красовский не смог бы даже и заикнуться о комедии про те или иные страницы Холокоста», в США никогда не снимут комедию на фоне бомбардировки японцами базы Перл-Харбор, в Японии такое же табу распространяется на Хиросиму и Нагасаки. То же самое и про блокаду Ленинграда.
«Все это темы, предполагающие культурные ограничения, ограничения на ракурс взгляда, на палитру эмоций, ограничения на краски. Цензура? Нет. Внутренний запрет из чувства самосохранения. Здоровое общество — это общество, в котором работают внутренние моральные запреты. Есть события, образ которых в массовом представлении канонизирован. Воспринимаются и описываются они в чистых красках, с минимальным числом полутонов», — уверен телеведущий.
Алексей Красовский на вручении премии «Ника». Фото globallookpress.com
Ранее стало известно, что Алексей Красовский («Коллектор», «Элефант», «Откровения») готовит к выходу сатирический фильм «Праздник» о блокадном Ленинграде. Как сообщается в описании сюжета на краудфандинговой платформе Planeta.ru, действие фильма разворачивается 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих «на особом положении», собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но ее у Воскресенских накануне забрали — снаружи наступили тяжелые времена, да и внутри ситуация тоже нелегкая: младший сын привел голодную девушку, старшая дочь — незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового года остались считанные минуты, а количество проблем растет снежным комом.
После того, как стало известно о готовящемся фильме, вокруг него развернулась дискуссия. Так, секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак потребовал от Минкультуры не выдавать ленте прокатное удостоверение, так как счел ее «глумлением над историей народа». В Российском военно-историческом обществе, возглавляемом главой Минкультуры Владимиром Мединским, заявили, что фильм Красовского не должен выходить в прокат ни в России, ни за рубежом. Депутат Госдумы Сергей Боярский также заявил, что сама идея снять комедию «на эту тему — уже кощунство и позор». Министр культуры Владимир Мединский отмечал, что в его ведомстве фильм пока не видели.
Сам Красовский отмечал, что с 12 октября ему начали поступать звонки и сообщения с угрозами из-за фильма.
Между тем кильдия киноведов и кинокритиков выступила против призывов не выпускать фильм в прокат. Открытое письмо гильдии опубликовал на Facebook кинокритик Андрей Плахов. В заявлении говорится, что «вопреки недобросовестным утверждениям», фильм Красовского «не о блокаде Ленинграда, а о жизни некоторых привилегированных лиц в страшное время, когда другие жители города умирали от лишений». «Мы не сомневаемся, что съемочная группа фильма осознает значение и трагизм ленинградской блокады и не может глумиться над беспрецедентным несчастьем миллионов людей», — считают критики.