Напомним, тогда, исполняя решение суда о блокировке Telegram, Роскомнадзор банил тысячи посторонних сервисов. В результате в России с перебоями работали Google, Amazon, популярные мессенджеры WhatsApp, Viber, Slack. В своих действиях РКН ссылается именно на решение прокуратуры.
В мае масштабные блокировки прекратились, а с началом чемпионата мира по футболу почти без перебоев начал работать и сам Telegram. Сейчас на большинстве устройств мессенджер работает даже без включения специальных систем обхода блокировок. Проект Эшер-II, сообщавший, что в момент пика Роскомнадзор блокировал до 20 млн ip-адресов, сейчас фиксирует блокировку 3,8 миллионов.
Дуров мог кулуарно договориться с российскими властями о работе мессенджера, предположил глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков. «С самого начала часть российского истеблишмента выступала против запрета Telegram. И теперь, когда стало понятно, что блокировки неэффективны, умеренная часть элит может попытаться взять реванш. Позиция, озвученная прокуратурой, может стать сигналом к тому, что в охоте за мессенджером Роскомнадзор превысил свои полномочия», — рассказал политолог «URA.RU». Он считает, что умеренная часть элит может вести кулуарные переговоры о сотрудничестве с владельцем мессенджера.
В первый месяц лета мессенджер потерял пятую часть своих постоянных посетителей. «Ажиотаж вокруг блокировки пропал, а аудитория, пресытившись информацией, начала забывать о нем. Пик посещаемости остался позади, и это играет на руку противникам блокировки в среде российского истеблишмента», — замечает Гращенков. Напомним, в октябре 2017 года СМИ писали о том, что Кремль планирует создать региональную сеть анонимных telegram-каналов для влияния на политическую повестку.
В Генпрокуратуре отказались комментировать «URA.RU» информацию, распространяемую в СМИ. «Если из суда была утечка, пусть они и комментируют», — заявила агентству пресс-секретарь Татьяна Захарова. Однако, как рассказал источник в ведомстве, для ведомства опубличивание этой информации стало полной неожиданностью.
Для Дурова любая публичная информация о сотрудничестве с российскими властями чревата потерей репутации, говорит автор биографической книги «Код Дурова» Николай Кононов. «Все последние годы он строил имидж предпринимателя-бунтаря из России, который не идет на компромиссы с властью. Любые намеки на сотрудничество рушат этот образ», — рассказала Кононов «URA.RU».
Этот имидж выгоден для поиска инвестиций на Западе, говорит Кононов. «Одно дело, когда в твой проект инвестируют интеллектуалы из Силиконовой долины, которые способны поделиться еще и технологическими решениями. Другое дело — условные нефтяники из Саудовской Аравии. Это совершенно разные по качеству вложения», — говорит Кононов.
Однако это отнюдь не значит, что Дурову не нужна российская аудитория, говорит специалист по кибербезопасности Роман Ромачев. «Российский рынок имеет значение для Дурова, ведь здесь живет 145 миллионов человек. Особенно после того, как мессенджер был заблокирован в Иране (здесь его использовали 40 миллионов человек — прим. ред.)», — говорит эксперт.
О возвращении Telegram в России вряд ли будут говорить публично, считает политолог Максим Жаров.
«Если решение и есть, то оно будет заключаться в том, что историю с блокировками просто спустят на тормозах. Решение суда никто не отменит, но оно будет лишь формальностью», — рассказал он «URA.RU».
По его словам, сама история с решением о блокировке Telegram в целом выглядит проигрышно для властей: мессенджер продолжал работать, его аудитория снизилась незначительно. «Сейчас выгодней всего было бы просто не вспоминать об этом в публичной сфере», — резюмировал Жаров.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов