Три года спустя: итоги продуктового эмбарго России
За три года действующего продовольственного эмбарго страна прошла большой путь по развитию импортозамещения, сделав возможным возвращение страны к статусу одной из ведущих аграрных держав.
6 августа 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ, который запретил импортировать в Россию некоторые виды продуктов, сырья и сельскохозяйственных товаров из стран, которые ввели санкции против России: США, стран ЕС, Канады, Норвегии и Австралии. Затем в список также были включена Исландия, Лихтенштейн, Албания, Черногория и Украина.
Из этих стран в Россию невозможно экспортировать мясо, колбасы, рыбу, морепродукты, молочные продукты, а также овощи и фрукты: всего 43 позиции. Срок действия эмбарго, как и санкций, неоднократно продлевался. В настоящее время запрет действует до конца 2018 г.
Экономические последствия для России
Для экономики РФ самым серьезным негативным последствием стал резкий рост цен как на отдельные виды товаров и продуктов, так и общий. Кроме того, падение рубля также ухудшило ситуацию.
В результате за эти три года — с июля 2014 г. по июнь 2017 г. — общий уровень потребительской инфляции составил 29%. В 2014 г. инфляция составил 11,4%, но самая сложная ситуация была в 2015 г., когда цены выросли на 12,91%.
Кроме того, за весь этот период действия продуктовых контрсанкций номинальные доходы россиян выросли на 19%, то есть реальные доходы населения упали на 10%.
Неудивительно, что сами россияне считают, что реальная инфляция примерно втрое выше данных Росстата. Продукты питания за три года подорожали на 34%, непродовольственные товары — на 28%, даже услуги стали дороже на 24%.
Изначально само решение о введения эмбарго было рискованным шагом, так как на страны из первоначального списка приходилось примерно 30% поставок запрещенной продукции в среднем, а в некоторых случаях они поставляли до половины товара. Поэтому рост цен был ожидаемым. Импортерам пришлось работать в сложных условиях, так как быстро заменить поставщиков, учитывая падения курса рубля и кризис в экономике, было невозможно.
В результате общее падение поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составило 42,3%, опустившись с $ 43,1 млрд в 2013 г. до $ 24,9 млрд.
Ставка на импортозамещение, хотя и дала свои результаты, не в полной мере оправдала ожидания, так как проблемы с финансированием и сбытом ограничивают возможность российских аграгриев по замещению «санкционной» продукции.
Адаптация России и надежда на отечественное сельское хозяйство
По многим секторам сельского хозяйства сейчас фиксируется рост, что говорит о том, что экономика и производители научились работать в новых условиях, а запрет на ввоз ряда продуктов дает им хорошие возможности для усиления своих конкурентных позиций.
Так, например, произошло увеличение производство мяса и молока, тепличных овощей. Власти и эксперты утверждают, что восстановление отечественного аграрного сектора усиливает продовольственную безопасность России, а также защищает граждан от курсовых шоков в будущем.
Происходит достаточно активная модернизация мощностей. Производство овощей в 2016 г. достигло 813,6 тыс. тонн, это на 14,6% больше уровней 2015 г., а в будущем показатель может достигнуть 930 тыс. тонн в год. За первое полугодия 2017 г. уже произведено более полумиллиона тонн овощей.
Стоит отметить, что общее влияние на экономический рост, несмотря на активное восстановление аграрно-промышленного комплекса, ограничено, в основном из-за очень низкой доли сектора в структуре ВВП.
Экономика в 2015 г. упала на 2,8%, а в 2016 г. снизилась еще на 0,2%, тогда как сельское хозяйство выросло на 3% и 3,6% соответственно. В среднем на АПК приходится до 4%, поэтому, например, в 2016 г. вклад аграрного сектора в 2016 г. составил всего 0,14%, несмотря на опережающие темпы роста. При этом накопленная инфляция, в отличие от 2015-2016 гг., упала до 2,3% за первое полугодие, а по итогам года она будет незначительно выше 4%.
Банк России намерен добиться своей цели в 4%, поэтому снижает ставку очень осторожно, за что его критикуют в том числе представители сельского хозяйства, так как ключевая ставка прямо влияет на стоимость заемного финансирования.
Хотя сейчас очевидно, что все заявления о росте сельского хозяйства и возрождении экономики не соответствуют действительности, необходимо отметить мультипликативный эффект АПК с другими секторами. Поэтому рост аграрного сектора — это, безусловно, весьма позитивное событие.
Кроме того, сельскохозяйственная продукция для России может стать источником диверсификации экспортных поставок, где традиционно доминирует энергетическая продукция, а это уже прямой путь к модернизации всей экономики.
В будущем Россия может вернуть себе статус одной из крупнейших продовольственных стран мира. Уже сейчас сбор и экспорт зерна достигают исторических рекордов, а общие доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции превышают доходы от продажи оружия.
Еще один любопытный эффект заключается в том, что из-за резкого роста инфляции и падения реальных доходов стоимость труда в РФ стала очень низкой, а отечественная продукция за счет этого значительно увеличила свою конкурентоспособность на мировых рынках.
Последствия продуктового эмбарго для ЕС
Самые большие негативные последствия из традиционных торговых партнеров РФ фиксируют по странам Европы.
Ранее для ЕС Россия являлась вторым крупнейшим рынком сбыта. При этом только по теперь запрещенной продукции объем поставок в 2013 г. составлял 5,06 млрд евро. В результате объем экспорта упал с 11,8 млрд евро в 2013 г. до 5,6 млрд евро в 2016 г., свидетельствуют данные Еврокомиссии.
Большая часть запрещенной продукции в стоимостном выражении приходится на Литву (0,9 млрд евро в 2013 г.), Польшу (0,8 млрд евро) и Германию — около 0,6 млрд евро.
Тем не менее ЕС все же продолжает наращивать общие объемы поставок. В 2016 г. объем экспорта сельскохозяйственной продукции в целом вырос на 6%, в 2016 г. — на 1,3%, то есть сильного удара эмбарго по аграриям ЕС не нанесло.
С другой стороны, еще в 2016 г. по некоторым видам продукции, таким как сыр, фрукты, мясо птицы и сухое молоко, ЕК фиксировала падение.
Также стоит отметить, что Брюссель вынужден был достаточно активно поддерживать АПК Европы, в основном производителей молока, а также производство фруктов и овощей.
В 2014 г. на эти цели Еврокомиссия направила 160 млн евро, в 2016 г. пакет поддержки составлял 500 млн евро, в 2016 г. дополнительная помощь была выделена также в размере 500 млн евро. Эти средства в основном призваны стабилизировать цены и помочь фермерам найти новые рынки сбыта.
Примечательно, что, судя по комментариям представителей ЕК, значительная часть этой помощи направления производителям фруктов и овощей в Польше. Брюссель также обещает продолжать поддерживать фермеров в Европе.