Цены на яблоки подскочили в 2,5 раза
Производители соков, пюре и сидра отмечают резкий рост стоимости промышленного яблока: в этом сезоне цена на него выросла в 2,5 раза из-за роста расходов российских садоводов и введенного Россией эмбарго.
Как пишет «Коммерсант», руководитель компании «Яблочный спас» (сок и сидр под маркой St. Anton) Олег Горелов отмечает: если в прошлом году стоимость 1 кг промышленных яблок была 3,5-4,5 рубля, то в этом сезоне она выросла до 8,5 рубля.
«В последние дни купить и за 8,5 рубля стало очень затруднительно, цена производственных яблок на сегодняшний момент достигает уже 10 рублей за 1 килограмм», — жалуется Олег Горелов.
С чем связано такое заметное удорожание, бизнесмены не понимают: себестоимость производства яблок не менялась. Президент Ассоциации садоводов России АППЯПМ Игорь Муханин возражает: по его данным, в этом сезоне себестоимость выросла в два раза из-за увеличения расходов на химикаты, технику и доставку. Кроме того, он сетует на то, что в этом году урожай яблок оказался хуже прошлогоднего.
Представитель компании Coca-Cola Hellenic (соки «Моя семья», Rich, «Добрый») Евгения Могилева полагает, что нынешний рост цен связан с увеличением спроса со стороны розницы на отечественные яблоки, что вызвано введенным Россией в августе прошлого года эмбарго на ввоз фруктов из Европы. В результате фермеры продают большую часть урожая не переработчикам, а в розничное звено.
До эмбарго половину импорта яблок обеспечивала Польша. В АППЯПМ признают, что часть поставок технического яблока перенаправили в сегмент свежих фруктов, где у производителя выше прибыль — на прилавке цена начинается от 40 рублей за 1 килограмм.
Пик роста цен на яблоки уже прошел, успокаивает Игорь Муханин: сезон закончится в этом месяце, в течение которого яблоки могут подорожать еще на 10-20%. Но, по словам Олега Горелова, и при нынешнем уровне цен небольшие переработчики вынуждены работать в убыток, и, если ситуация не изменится, многим из них придется просто уйти с рынка, так как ритейлеры не готовы принимать новые цены от переработчиков.
Как говорит Евгения Могилева, отечественные производители и раньше могли обеспечить не более 30% потребностей индустрии в сырье, а сейчас эта цифра еще значительно ниже: даже с учетом курсовой разницы стало выгоднее приобретать концентрированные яблочные соки и пюре за рубежом.
В сегменте соков ценообразование не сильно зависит от конкретного сырья, так как производитель стремится сохранить единую ценовую шкалу для разных видов сока в рамках одного бренда, отмечает замначальника экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. В первую очередь удорожание сырья почувствуется в сегменте детского питания, где активно используется яблочное пюре, которое трудно будет заменить другим натуральным аналогом.