В Европе разгорается политический конфликт между Турцией и Нидерландами
В воскресенье глава МИДа Турции собирается во Францию, несмотря на то, что его не пустили в Нидерланды. Президент Турции сравнил голландцев с нацистами, а премьер Нидерландов назвал эти слова сумасшедшими. Почему не пустили министра, и что же теперь будет дальше?
На успех грядущего референдума в Турции, судя по всему, работает вся государственная машина. За расширение своих полномочий агитирует не только Реджеп Тайип Эрдоган, но и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. После его выступления в турецком консульстве в Гамбурге, юридически на своей территории, Чавушоглу в Европе — нежеланный гость. В субботу мэрия Роттердама отказала ему в проведении митинга. Глава МИД стал сыпать угрозами, чуть ли не до введения санкций. На что Нидерланды не позволили ему даже приземлиться в Роттердаме. В стране тюльпанов много граждан с турецкими паспортами, на голоса которых рассчитывает президент Эрдоган. Узнав о запрете, сдерживать себя в высказываниях не стал.
«Они ничего не смыслят в политике или международной дипломатии. Они нервные и трусливые. Они — последователи нацистов и фашисты», — заявил Эрдоган.
Для Эрдогана — это не первое подобное громкое заявление. На прошлой неделе проводить агитацию турецкому министру юстиции запретили власти немецкого города Гаггенау. И Эрдоган сравнил запрет местной администрации с политикой нацистов.
«Германия не даёт высказываться нашим друзьям. Германия, вы там и близко не стоите к демократии. Ваши решения не отличаются от нацистской политики прошлого. Вы будете учить нас демократии, а сами не даете высказаться турецкому министру», — бушевал турецкий лидер.
Немцы тоже молчать не стали. Представитель Левой партии заявила, что фашизм, скорее, напоминает поведение самого Эрдогана с его нападками на свободу СМИ и оппозицию. А для Нидерландов сравнение с фашистами особенно болезненно и оскорбительно. В 1940-м эта страна одной из первых пала под натиском вермахта. За годы войны погибли более 200 тысяч ее граждан. Всё это время в Нидерландах действовало движение сопротивления. И вот голландцев сравнивают с фашистами. Премьер-министр Марк Рютте, обычно избегающий жёстких формулировок, назвал слова Эрдогана «сумасшедшими». «Это сумасшедшее высказывание, конечно. Я понимаю, что они рассержены, но это за гранью», — отметил Марк Рютте.
В самих Нидерландах 15 марта пройдут парламентские выборы. И конфликт с Анкарой для местных политиков — лишний повод набрать очки. Лидер крайне правой «Партии свободы» Герт Вилдерс, например, потребовал «вернуть голландского посла в Турции и выгнать турецкого посла». По данным разных соцопросов, партия Вилдерса может даже победить на выборах. Словесные выпады Эрдогана крайне правым, похоже, только на руку.