Правительство решило не тратить доходы от подорожавшей нефти
Правительство приняло решение не тратить сверхдоходы от укрепляющейся нефти. Об этом журналистам рассказал глава ведомства Антон Силуанов, передает корреспондент РБК.
Вопрос о доходах от дорогой нефти обсуждался на совещании по обеспечению социально-экономического развития, которое во вторник прошло у премьер-министра Дмитрия Медведева. «По нашим оценкам, при $ 50 за баррель бюджет получит около 1 трлн руб. дополнительных доходов. А при $ 55 за баррель сейчас эта сумма составит 1,4 трлн руб.», — сказал Силуанов. Согласно закону о бюджете доходы бюджета в 2017 году должны составить 13,5 трлн руб., расходы — 16,2 трлн руб., дефицит — 2,76 трлн руб (3,2% ВВП).
Бюджетное правило, предусматривающее перевод сверхдоходов от нефти в резервы, должно начать работать с 2020 года. Оно определит базовой ценой нефти отметку $ 40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны будут равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, объяснял в сентябре Силуанов. В среду, 18 января он сказал, что считает, что бюджетное правило должно заработать с 2020 года. В 2018—2019 годах, по словам министра, должна произойти «подводка, вхождение в конструкцию постоянно действующих бюджетных правил».
«В этой связи обсуждался вопрос о том, как поступать с дополнительными доходами и как нам вести себя в области бюджетной политики, расходных обязательств», — отметил Силуанов 18 января. Власти договорились не использовать сверхдоходы «на финансовое обеспечение расходов бюджета и на эту сумму осуществлять уменьшение использования средств Резервного фонда и ФНБ (Фонда национального благосостояния. — РБК)», объяснил министр. Решение поддержал и президент Владимир Путин, сказал Силуанов. Совещание по экономическим вопросам при главе государства состоялось в среду, говорится на сайте Кремля.
Совещание по экономическим вопросам, 18 января 2017 года, Кремль. Фото kremlin.ru
Объем Резервного фонда по состоянию на 1 января составляет 972,1 млрд руб. (1,1% ВВП), говорится в материалах Минфина. За год он сократился на 2,7 трлн руб. — еще 1 января прошлого года объем фонда составлял 3,6 трлн руб. (4,6% ВВП). Минфин ранее неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда уже в 2017 году. Однако 13 января министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что благодаря укрепляющейся нефти резервы в этом году могут сохраниться.
В бюджет на 2017-2019 годы заложена цена нефти $ 40. Однако в последнее время она укрепилась: если в конце ноября баррель Brent стоил не более $ 50, то по состоянию на 19:08 мск 18 января он стоит $ 54,39, а на пике этого периода — 6 января — стоимость барреля превышала $ 57. Российская Urals, как правило, торгуется с дисконтом к Brent: в ноябре 2016 года он составлял $ 1,3 за баррель, согласно последнему месячному отчету ОПЕК. Американское управление энергетической информации (EIA) прогнозирует среднюю цену Brent в 2017 году в размере $ 53,5 за баррель.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в ноябре давал понять, что в случае появления дополнительных доходов в бюджете власти могут направить их на дополнительные расходы. Это вызвало опасения экспертов. «Эти заявления сулят оптимизм по поводу возврата потребительской модели роста в России, однако они также указывают на потенциал роста инфляционных рисков в перспективе», — писали, в частности, аналитики Альфа-банка.
Bank of America Merrill Lynch ранее указывал на связь между ценой нефти и запросом на реформы в России. Банк прогнозирует восстановление цен до $ 60 в 2017 году — это может снизить мотивацию властей к изменениям, отмечали аналитики. «Политическое давление в пользу увеличения расходов» существует всегда, но важно ему противостоять, говорил в интервью РБК первый заместитель управляющего директора Международного валютного фонда Дэвид Липтон.