«Газпром» и CNPС давно обсуждают сотрудничество в области подземного хранения газа и создания газовой генерации. У китайцев есть собственные технологии в этой сфере, однако рыночная конъюнктура могла сделать предложение российской стороны выгоднее.
Совместное строительство электростанций может быть способом разделить риски спроса. Стороны не один год пытаются согласовать контракт на поставку газа по газопроводной системе «Сила Сибири — 2» (так называемый западный маршрут). Трубопровод через Алтай приходит в Синьцзян-Уйгурский автономный район, где есть собственная добыча и куда уже поступает туркменский газ по трубопроводу Центральная Азия — Китай (проектная мощность — 55 млрд куб. м в год).
Потребление газа в том регионе растет, но население и основные производственные мощности — на востоке страны. Китайцы могли предложить «Газпрому» поучаствовать в создании спроса на его газ. Пока газ в основном используется домохозяйствами и как моторное топливо, газ позволит быстро заменить часть угольных станций — их выбросы ухудшают экологию, а перевозка угля перегружает транспортную систему Китая. Доступ к энергорынку могли предложить «Газпрому» как компенсацию за уступки по условиям поставок по западному маршруту.
Сейчас газовая генерация в Китае в основном убыточна, она работает только в периоды пикового спроса или в качестве резерва для возобновляемых источников энергии. Пока газовые электростанции строятся в основном на юге Китая, куда приходит дешевое топливо из Австралии, и на восточном побережье, где есть реальная потребность в покрытии пиков, газотранспортная инфраструктура и запрос на более чистую генерацию. Доступ к газовому хранилищу (или использование собственного газа) может существенно улучшить экономику проекта, поскольку позволит решить вопрос с неравномерностью выборки газа.
В ответ КНР рассчитывает получить доступ к ресурсам в России, полагают эксперты. Как сообщало Накануне.RU, CNPC заинтересовалась участием в приватизации «Роснефти». Не исключено, что эта тема тоже будет обсуждаться. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал, что во время визита президента в Китай будет подписан меморандум о строительстве железнодорожного зернового терминала в Забайкальском крае, а следом — договор на поставки зерна в Поднебесную.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов