Торговлю местами в своих госдумских списках РППС активизировала сразу после того, как несколько потенциальных источников финансирования отказались иметь дело с партией. По данным источников агентства в федеральном штабе «пенсионеров», первой отреклась Москва: РППС согласовали попадание в Госдуму и «был расчет, что дадут хоть каких-то спонсоров, точнее, кому-то порекомендуют партию поддерживать».
Второй неудачей оказался собственный расчет новоиспеченного лидера партии Евгения Артюха на договоренности с администрацией Екатеринбурга. «[Ответственный за идеологию замглавы администрации Екатеринбурга Владимир] Тунгусов посулил Артюху деньги на кампанию, в итоге сказал, что не будет ее спонсировать, а сам станет продвигать партию, что по метро мы уже видим, ну, и наоборот, попросил Артюха найти денег на все это», — рассказывает знакомый с обстановкой в партии «пенсионер».
То, что финансирование у РППС отсутствует, в партии подтверждают официально. «Если посмотреть списки, которые у нас уже есть, они укомплектованы на две трети. В них 150-170 человек — и это наш актив с 2006 года. В них попали те люди, кто проявлял себя все это время делами — благотворители, которые помогали партии. Но это не продажа мест в списках, это люди, по-настоящему заслужившие места в списках своей работой. Что касается денег — у партии их действительно нет, это вы можете заметить по нашему нулевому присутствию в СМИ. Так что на выборах мы будем на человеческий ресурс опираться, с которым проводим работу сейчас. Электорат у нас благодарный — он всегда к нам возвращается», — разъяснил позицию партии председатель центрального совета партии Владимир Бураков.
Бедственное положение партии пенсионеров Артюх, как утверждает его окружение, старается компенсировать за счет спонсоров, которым обещает пусть и скромное, но обязательное прохождение партии в Госдуму. «Когда ты во главе федеральной партии, это действует магически на людей, они начинают тебе доверять. Немного блефа с обещанием, что твоя партия одна из пяти, которая пройдет на выборах в Госдуму. Вдобавок подтверждение тем, как партия сработала на выборах 2013 года в Екатеринбурге и в 2015-м в Верхотурье — и тебе сразу несут деньги. Никого уже не интересует, сколь ничтожно он лично взял на выборах мэра Екатеринбурга и сколько по сей день должен денег некоторым своим товарищам», — рассуждает источник из окружения Артюха.
Параллельно, уверяет собеседник агентства, Артюх «бронирует» себе запасной аэродром, чтобы гарантировать место хотя бы в Заксобрании.
Для этого он ведет переговоры с администрацией Нижнего Тагила, которой предлагает заключить союз и работать против областной власти.
Сам Артюх подает продажу мест в списках как процесс вовлечения спонсоров, свойственный любой партии.
«Конечно, мы спрашиваем у кандидатов, как они ресурсно будут обеспечивать свою кампанию в регионе, как готовы помогать партии в дальнейшем. Кто готов помогать партии или тем ее кандидатам, которые ресурсов не имеют, но узнаваемы, перечисляют деньги на расчетный счет партии, а не лично Артюху. [Создатель корпорации „Маяк“ Владимир] Коньков финансировал кампанию в Заксобрании, на выборах в екатеринбургскую Ггордуму спонсором был [бизнесмен Михаил] Гаранин — они не мне давали деньги, а партии. Сегодня в условиях кризиса не все готовы рискнуть и вложиться, но, например, [председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий] Бадовский в ноябре утверждал, что на предстоящих выборах наибольшие шансы имеют две малые партии — РППС с 3,80% и „Коммунисты России“ с 3,47%», — разъяснил Артюх. Наличие договоренностей с Нижним Тагилом он категорически отрицает.
Политологи, впрочем, уверены, что, даже если Артюх найдет спонсоров, это не спасет партию от провала. «Крайне маленькие шансы пройти у РППС. Реальный процент для таких партий — статпогрешность в 0-2 процента. Очень много одинаковых партий, и это клоны клонов и „спойлеры“ „спойлеров“. Такая партия может победить локально, в регионе, а федеральные выборы — это совсем другое дело. Даже финансирование уже не повлияет на их шансы. Партия должна быть представлена, завязана с элитой в регионах. Это за полгода нельзя сделать — можно минимум за три», — считает председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов