«Я озабочен позицией, которую услышал сегодня (в дискуссиях на Мюнхенской конференции по безопасности — ИФ)», — сказал он, выступая в субботу в прениях из зала конференции.
«Продвижение военных штабов НАТО на Восток противоречит Основополагающему акту, а именно этот документ дал нам возможность иметь структуру сотрудничества с Россией. Совет НАТО-Россия — это детище Основополагающего акта», — заявил Солана, отметив, что на всех панельных дискуссия конференции участники говорили о необходимости вновь начать сотрудничать или хотя бы разговаривать с Россией.
Отвечая на уточняющий вопрос, бывший генсек НАТО согласился, что планируемое размещение на восточной фланге альянса многонациональных боевых сил на основе ротации, в принципе, допустимо.
«Размещение ротационных сил — это нормально. Это можно по-разному интерпретировать. А вот постоянные штабы могут повлечь за собой ответ России. Они скажут, что это нарушение Основополагающего акта», — рассуждал он.
В ходе дискуссии один из панелистов, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский назвал Россию «геополитическим противником» и предложил аннулировать ту часть Основополагающего акта, где НАТО обязуется не размешать в новых членах альянса существенных сил и инфраструктур.
«Это политическая декларация, а не юридически обязывающий документ, — считает министр. — Он был составлен в совершенно других условиях безопасности, совершенно другой Россией, руководимой Ельциным, еще до второй чеченской войны. Мы (Польша и другие новые члены НАТО) не участвовали в нем. Почему мы должны подчиняться его положениям, если ситуация изменилась. Мы не против той части Основополагающего акта, где говорится о поддержании контакта с Россией, создании инструмента диалога, консультаций».
С бывшим шефом не согласен и нынешний заместитель генсека НАТО Александер Вершбоу, который в бытность Соланы главой альянса был членом Совета НАТО от США. По его словам, Основополагающий акт содержит «гибкие» формулировки и позволяет размещение некоторых инфраструктур.
«Согласно этому документу, НАТО воздерживается от размещения существенных вооруженных сил на востоке, но имеет право развивать инфраструктуру, в том числе штабы, тыловые объекты и многое другое, — заметил он. — До Варшавского саммита нам предстоит проявить гибкость и определить, что такое „существенные силы“. В разных странах разные размеры дивизий и бригад… Россия может не согласиться с этим… Я рад заявлению (постпреда РФ при НАТО Александра) Грушко, что Россия не нападет на балтийские страны, но мы должны быть готовы к худшему сценарию».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов