Как отметил эксперт, действия Турции оказались неожиданными и для России, и для мировой общественности. «Даже наш президент подтвердил, что это удар в спину. Турция откровенно себя обозначила сторонником ИГИЛ (запрещена в РФ)… Теперь обнажены маски и для всей Европы и для всего мира Турция предстала пособником терроризма», — констатировал Матвейчев.
По его оценке, агрессия обусловлена внутриполитической ситуацией в Турции. «Эрдогану нужно набирать какую-то популярность — он это и пытается делать, представить себя неким сильным лидером. Ставка на ИГИЛ, которую он реально сделал, очень высока — для него критически важно, чтобы на территории Сирии были подконтрольные ему боевики, и чтобы не было Асада. Поскольку он ситуацию проигрывает, вполне возможно, что у него созрел план спровоцировать Россию на ответный удар военного характера, в том числе в отношении Турции, чтобы у турецких войск была возможность войти в Сирию и защитить игиловскую „тусовку“, которая сейчас помирает», — считает эксперт.
Матвейчев подчеркнул, что Эрдоган оказался в странной ситуации: с одной стороны, он взял на себя обязательства поддерживать боевиков, с другой — не может вести полноценную войну в своих интересах.
«Возможно, ему нужен был повод, чтобы его армия могла войти в Сирию и там непосредственно выступила в защиту ИГИЛ. В таком случае, конечно, произойдет столкновение с нашими войсками, поскольку мы действуем по мандату, который нам дал Асад. По сути дела, это будет война с Турцией на территории Сирии», — предположил Матвейчев.
По его мнению, в экономическом смысле Эрдоган не так много потеряет от разрыва сотрудничества с Москвой. «Если наши власти запретят продавать туристические путевки в Турцию, максимальные потери для Анкары составят $ 5 млрд. «Для них это не совсем критично. Если бы мы еще запретили строительство, прекратили поставку сельхозпродукции, начала «шугать» их инвесторов по налогам, то могли бы нанести Турции ущерб до $ 10 млрд», — отметил эксперт.
Матвейчев полагает, что сейчас перекрывать газ для Турции не имеет смысла, поскольку в таком случае Россия сама понесет колоссальные потери. «Это можно делать в ответ только в случае откровенных военных действий, если нам заблокируют проход через проливы Босфор и Дарданеллы», — считает политолог.
По его оценке, сценарий дальнейшей эскалации в отношениях Турции и России реален. «Поскольку на территории Сирии военные силы у нас будут неравны, возможно, нам придется включать другие рычаги — остановку поставок газа, поддержку Курдистана и, возможно, другие более серьезные действия», — полагает он.
По прогнозам Матвейчева, с турецкой стороны следует ожидать новых провокаций. «Эрдоган не захочет просто отступить и утратить источник дешевой нефти и регулярные силы в лице исламистов. К тому же, тогда для Турции будет потеряна возможность создать в Сирии новый «оплот курдов», — обратил внимание эксперт.
«Просто отступать и утираться Эрдоган не может, поэтому он огрызается. Ситуация со сбитым самолетом похожа на некую истерику в положении, когда ты близок к проигрышу», — считает Матвейчев.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов