Яркой оранжевой приметой осени стали большие палатки на норвежском участке границы международного автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск — Стурстуг». Беженцев стало настолько много, что пришлось открывать дополнительные помещения для личного досмотра и проверки документов. После обязательной таможенной процедуры — дорога в Киркенес под присмотром полицейских.
Только за последние два месяца российско-норвежскую границу пересекли свыше полутора тысяч беженцев — и все они попросили убежища, в то время, как за весь прошлый год таких обращений было не более 20. По словам представителей норвежских иммиграционных властей, к концу года число беженцев может достигнуть пяти тысяч человек.
На границе полно велосипедов, без которых в Норвегию не попасть. По законам королевства, любой перевозчик, который помог пересечь госграницу иностранцам без шенгенской визы, автоматически становится нарушителем. Поэтому двухколесный транспорт для беженцев — единственный выход. Чтобы избежать падений и нелепых травм, российская сторона решила пойти навстречу пожеланиям норвежских пограничников. Теперь беременным женщинам и детям можно пересечь КПП пешком.
Чем больше трудностей у стран Евросоюза в связи с крупнейшим миграционным кризисом, тем больше число желающих попасть в Скандинавию через Россию. По мнению беженцев, это дешевле и безопаснее.
«Сначало речь шла только о гражданах Сирии, которых было большинство. Но сейчас много заявок на получение статуса беженцев от граждан других стран. В частности, речь идет о выходцах из Афганистана, Ирака, Сомали и даже Украины», — рассказывает начальник полиции коммуны Сер-Варангер Эллен Хэтта.
Беженцы хорошо знают: в Норвегии они смогут рассчитывать на солидные пособия для мигрантов. Также их ждут теплые постели и трехразовое питание.
В городском спортивном зале Киркенеса сейчас располагается центр временного содержания беженцев. Внутри снимать категорически запрещено — только снаружи и только на расстоянии не менее 30 метров.
В бывшем бомбоубежище, где с утра до вечера кипели футбольные страсти, теперь не до игр. Вместо мячей и ворот — раскладушки и матрацы.
«В моей стране присутствует угроза терроризма, поэтому я решил ехать в Норвегию, потому что это страна с развитой демократией. Здесь очень хороший народ», — говорит гражданин Туниса Мади.
«У нас война началась в Сирии, все плохо. Родители больше не помогают», — говорит гражданин Сирии Султан.
Массовое нашествие беженцев в самую малонаселенную часть страны — теперь основная тема для всех печатных изданий Киркенеса. Журналистка газеты «Сер-Варангер Авис» Биргитта Олсен решила лично проследить путь беженцев в Норвегию и отправилась в Мурманск. В аэропорту она познакомилась с тремя жителями Судана. Из Африки в Киркенес они добирались больше месяца.
«Мы, проживая в своем регионе, хорошо чувствуем, что мир стал к нам гораздо ближе. В нашем обществе присутствуют разные мнения, но в большинстве своем наши граждане считают, что власти справятся с этой ситуацией. Нечто подобное уже было вначале 90-х, когда к нам хлынул поток беженцев с Балканского полуострова», — говорит журналистка.
На российском участке границы — около 20 жителей Афганистана. Они неплохо говорят по-русски, а еще лучше понимают. Многие из них долгое время работали на московских рынках, а теперь решили перебраться в Норвегию.
«Зарабатывать мало, квартира, кушать — денег не хватает. Еще отправлять деньги в Афганистан — там мама, папа, сестренка, все там», — рассказывает гражданин Афганистана Шамсудин.
Однако шеф полиции коммуны Сер-Варангер Эллен Хэтта уверена, что те, кто бежит не от войны, а ищет лучшей жизни в богатых скандинавских странах, вряд ли смогут рассчитывать на статус беженца.
«Если они проживали некоторое время в безопасных странах, то им будет весьма проблематично остаться в Норвегии. Афганистан является одной из стран, куда мы возвращаем тех граждан, которым отказано в получении статуса беженца», — объясняет она.
В случае депортации беженцам никто не вернет потраченных денег — а это несколько тысяч долларов за авиабилеты, визы и услуги таксистов. В металлолом превратятся и все велосипеды: по норвежским законам они не соответствуют требованиям безопасности, а значит им остается одна и последняя дорога — на утилизацию.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов