СМИ: Ройзман идет в губернаторы
Свердловские элиты затаились в тревожном ожидании. До февраля, по данным «УралПолит.Ru», в регионе будет объявлено о досрочных выборах губернатора. Как сообщают инсайдеры, действующий глава региона Евгений Куйвашев уже получил необходимую поддержку в администрации президента и ждет официального одобрения для вступления в гонку.
Глава Екатеринбурга и вечный оппонент областных властей Евгений Ройзман приготовился к походу за симпатиями избирателей.
Евгений Ройзман пошел в народ. Глава Екатеринбурга, который после избрания на свой пост резко исчез из повестки и фигурировал в новостях только в свете скандалов, пытается вернуть себе былую информационную популярность. Момент выбран очень удачный: в Свердловской области ждут решения о назначении досрочных выборов.
«В декабре или до конца февраля», — сообщает собеседник «УралПолит.Ru». Кроме того, отношения между областью и городом вновь накалились: на фоне формирования бюджета и решения о передаче неразграниченных земель Екатеринбурга в ведение МУГИСО. Политические амбиции Ройзмана в данном случае сыграли только на руку главному идеологу мэрии Владимиру Тунгусову, который использует градоначальника как оружие в борьбе за бюджетные миллионы.
Пустить мэра в народ — главное и единственное оружие мэрии Екатеринбурга. Только за последний месяц Евгений Ройзман дважды масштабно выступил в СМИ. Первый раз — интервью в эфире радиостанции «Эхо Москвы», аудитория которого традиционно совпадает с электоратом Ройзмана. Второй раз — пресс-конференция, формально посвященная принятию бюджета. Какой бы вопрос не был затронут в ходе обсуждения, глава города сводит беседу к противостоянию «город-область».
«Город убирается в полную силу, недоработки, которые я вижу, стараемся устранять. Проблема была огромная, за осень выпала чуть ли не годовая норма осадков. Но разгреблись. Ни на минуту нигде не встал общественный транспорт, а по области местами транспорт вставал», — заявил глава Екатеринбурга в ответ на вопрос о том, достаточно ли эффективно городские власти справляются с расчисткой городских улиц от снега.
Острых точек для противостояния с областной властью у Ройзмана как минимум четыре.
Первая — формирования бюджета.
«Бюджет Свердловской области более чем на 70% будет сформирован на территории Екатеринбурга. Мы в область отдаем порядка 60%, а получаем обратно 11%. Есть понятие — возврат НДФЛ. Мы перечисляем эти налоги и нам потом область может обратно вернуть — от 40 до 15%. Нам в итоге отдают 18%, а еще в 2012 году было 27%. В Новосибирске, например, 40%. если бы нам отдавали эти деньги — мы бы метро строили сами. А мы ждем доброй воли губернатора».
Вторая — финансирование ремонта и строительства дорог в Екатеринбурге.
«Большая часть дорожного фонда формируется Екатеринбургом. И нам деньги дают — это не добрая воля, это наши деньги. Но нам очень мало. Мы получаем деньги к ЧМ-2018, 240 млн. рублей — закрыть прошлые кредиты, 10 млн на ремонт и 10 млн на строительство. Где нам искать деньги? Екатеринбург обделяют очень сильно».
Третья — передача права распоряжения неразграниченными землями в ведение областного министерства по управлению имуществом.
«Мы с 1925 года сами распоряжались своими землями. И сейчас большинство городов так поступают. У Екатеринбурга всегда было соглашение между городом и областью. У города есть стратегический план развития и генплан. И любое выделение земель не должно этому противоречить. Когда входит человек со стороны, выделяет „своим“ по каким-то своим причинам и так далее. Но как только у нас пошла череда приезжих губернаторов — каждого задача — победить город. Но никому победить город не удалось».
Четвертая, самая болезненная для мэрии Екатеринбурга — реформа местного самоуправления. Даже несмотря на то, что губернатор Евгений Куйвашев заявлял о том, что Екатеринбурга нововведения не коснутся раньше 2018 года, Ройзман настаивает на том, что область намерена расчленить столицу региона:
«Закон о реформе МСУ принимался для отмены прямых выборов мэров. Народовластие не дает покоя губернаторам-назначенцам. Им дали право решать — будет реформа или не будет. Областное заксобрание решило, что реформа будет. Предлагается в каждом районе создать свою думу и это получается что те затраты, которые мы несем на думу увеличить на семь. Никто не представляет, как будет считаться бюджет, у нас всего два прибыльных районов. И это получится, что будут совершенно убыточные районы, которые будут ходить и клянчить деньги. Сколько возникает аппарата, бухгалтерии и так далее. Сейчас Челябинск пошел по этому пути — и за голову схватились. Экспериментировать и расчленять — а с чего вдруг? Не чеши, когда не чешется», — заявил мэр Екатеринбурга.
Все четыре темы, выбранные Ройзманом — беспроигрышны. Схема «свой-чужой» успешно отыграна им в ходе кампании по выборам главы Екатеринбурга. Своего парня в красной футболке, оппозиционера, «гонимого силовиками», любят все. Следуя той же риторике, «приезжего губернатора-единоросса не любит никто».
Следом — деньги. Лозунги «хватит кормить Москву», в разных итерациях набирающие в последнее время популярность, удачно трансформируется в «хватит кормить Кавказ» и «хватит кормить область».
Третий момент — прямые свободные выборы. Кампания по выборам губернатора — впервые пройдет на Среднем Урале с 2004 года. Педалирование темы свободных выборов, независимого мэра и так далее в данном случае более чем уместна.
В конечном счете кандидат Ройзман обречен на провал. Ярким примером схватки «область — город» служит яркий и опытный политик Аркадий Чернецкий, который, несмотря на мощную PR-стратегию и готовность команды мэрии идти до конца, проиграл Эдуарду Росселю в 1999 году в первом туре.
Размеры области, объем и качество медиа-активов, поддержка на федеральном уровне показывают: как только финансовые разногласия будут урегулированы, а торг за бюджет и полномочия муниципалитета будут завершены, Ройзман признает: город он не бросит, потому что «он сам с Уралмаша», а «пацаны сказали, оставайся здесь».