«Опросы показывали что-то очень непонятное, 49/51 то в ту, то в другую сторону. Экзит-поллы показывали 53-54 за NO. Реально же (еще не досчитали, но сейчас досчитают) получилось аж 55.4% за NO, очень существенный перевес, выше всех ожиданий, — пишет уральский политтехнолог. — И вот интересно понять, как так могло получиться: ведь Шотландия, безусловно, была самым изучаемым в мире объектом политической аналитики в последние месяцы, исследований проводилось множество и тщательнейших, а сам регион — совсем небольшой. А вот же — проморгали разницу аж в 400 тысяч голосов!»
По мнению Волкова, причина того, что предвыборные опросы так сильно разошлись с результатами, — в срабатывании психологического эффекта «избиратель один на один с собой в кабинке». «Опросы могут быть какими угодно, но потом избиратель на настоящих выборах остается один на один сам с собой и сам принимает важное решение. В этот момент он освобождается от всяческого социального давления, и спрашивает сам себя: «а что я-то на самом деле хочу? рационально?». «…вопрос «а лично я готов к экономическим трудностям?» заставляет многих людей серьезно рефлексировать».
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов