Настоящий праздник охватил центр Симферополя: молодежь с флагами России, люди постарше и совсем маленькие дети в центре города поздравляли друг друга и встречных людей с итогами референдума, скандируя «Россия! Россия!»
Праздничная атмосфера стала чувствоваться в городе уже с утра 16 марта.
Многие журналисты, встречаясь в пресс-центре референдума, жаловались друг другу, что им сложно для объективности найти избирателей, которые высказались бы против референдума или хотя бы в поддержку второго пункта — за то, чтобы Крым остался в Украине с более широкими полномочиями.
Настроение иностранной прессы — а всего на референдуме аккредитовано около 1,2 тысячи журналистов — ощущалось по вопросам, звучащим в пресс-центре. Еще накануне глава комиссии по проведению референдума Михаил Малышев и премьер республики Сергей Аксенов столкнулись с градом сложных вопросов, а теперь чуть ли не единственной претензией было возмущение грузинских журналистов тем, что некоторые избиратели опускают бюллетень, не свертывая и остальные люди на участке видят галочку напротив первого варианта ответа — «за вступление в Россию». «Нет ли в этом незаконной агитации?» — интересовались журналисты.
Поступающие в избирком жалобы были примерно на этом же уровне. Самый непростой вопрос был, наверное, связан с тем, что приглашения на участие в референдуме пришли даже на умерших людей. С вязи с этим возникли опасения, что некие злоумышленники могут воспользоваться бюллетенями на покойных.
Глава избиркома объяснил: организаторам пришлось оперировать старыми списками избирателей образца 2012 года. К более свежим спискам закрыли доступ киевские власти. За два года, прошедших со времени составления списков, кто-то из избирателей умер или переехал. От легкой неразберихи пострадала даже семья самого Малышева.
«Я не хотел об этом говорить, но 4 числа я похоронил маму. А приглашение — оно пришло. Не успели внести изменения. Как ни прискорбно», — сказал Малышев.
Иностранные наблюдатели в восторге
Не скрывали восторгов и европейские наблюдатели: на референдум приехали политики из разных стран Европы, в том числе несколько депутатов Европарламента.
«Мы пообщались с простыми избирателями, я также поговорил с несколькими итальянцами, которые тут живут. И все избиратели говорят, что не чувствуют никакого давления, они свободны делать свой выбор. То, что я видел, довольно далеко от „оккупированной зоны“ или чего-то в этом роде, я не видел никаких военных, которые бы осуществляли какое-то давление. Тут спокойная демократичная атмосфера, напоминающая выборы в самой Италии», — сказал депутат Европарламента Фабрицио Берто.
Итальянский депутат, впрочем, подчеркнул, что находится в Крыму не как представитель Европарламента, «в котором есть разные точки зрения на события в Крыму», а приехал по собственной инициативе, «чтобы проверить легитимность и законность референдума».
Впечатляли и цифры явки на участки: уже к 12 часам проголосовала почти половина избирателей, а журналисты и наблюдатели отмечали длинные очереди на участках. Даже в районах с преимущественным проживанием татарского населения наблюдатели замечали, что явка достаточно высока, хотя в преддверии референдума отмечался некий скепсис со стороны некоторых татарских лидеров по отношению к референдуму.
Источники среди организаторов в конфиденциальных беседах замечали, что в хорошем смысле шокированы явкой (и результатом) — организаторы надеялись на 60-процентную явку и 70-80% за вступление Крыма в состав России. Журналисты начали шутить, что если на референдуме и надо организовывать вбросы, то «против», чтобы результаты референдума выглядели не слишком фантастически.
«Мы в России! Мы дома!»
Во вторую половину дня в центр города стали приходить горожане: на площади Ленина был обещан праздничный концерт. Одной из первых на сцену поднялась чиновница, вице-премьер республики Ольга Ковитиди. Оказалось, что именно ее авторству принадлежит песня со словами «Я Симферополь, город свой, люблю», которая встречает все поезда, прибывающие на вокзал города.
«Мы считаем, что Россия живет хорошо. Нам хочется жить с Россией, хочется там учиться и работать. Мы устали от нестабильности», — говорит Екатерина, студентка Симферопольского университета. На референдуме 16 марта она голосовала впервые в своей жизни и счастлива, что приняла участие в таком важном событии.
Елена Андреевна и ее подруга Светлана тоже пришли на митинг. Они рассчитывают, что в Крыму теперь будут платить российские пенсии, которые, как они слышали, заметно выше украинских — сейчас женщинам платят около тысячи гривен (примерно 4 тысяч рублей), причем они переживают, что пенсии, как это уже бывало в последние годы, могут начать задерживать из-за неразберихи в Киеве. А таксист Андрей надеется, что зарплаты теперь в Крыму тоже вырастут, и с работой будет получше — вообще-то у него есть рабочая специальность, но со стабильной работой в последние годы в Симферополе не очень.
Зрители на концерте держат огромную растяжку «Мы — русские, и гордимся этим!», на здание Совета министров транслируются светящиеся буквы «Мы в России! Мы дома!» Собравшиеся скандируют: «Россия! Россия!»
Время от времени ведущие со сцены объявляют итоги по разным городам: «Керчь — 94%! Севастополь — 98%!»
Около полуночи концерт заканчивается фейерверком, но горожане еще долго не расходятся.
Понедельник в Крыму объявлен выходным днем.
Симферополь, 16 марта 2014 года. Фото globallookpress.com
Интересно, они в курсе на счет ЕГЭ), об общих налоговых нагрузок. к примеру для ИП 36к в год только в пенсионку. и т.д и.тп
главное присоединиться, а прочие законы антинародные сожжем со временем.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов