По мнению Шмида, за годы, проведенные в заключении, Ходорковский стал патриотом-государственником и приобрел взгляды, созвучные идеям Владимира Путина. Причем, мировоззрение Ходорковского эволюционировало по мере отсидки.
Как отмечает швейцарец, в 2004 году Ходорковский еще просто отмечал «кризис либерализма и критиковал рыночную экономику. Тогда же он писал из колонии, что в России либеральный проект возможен лишь «только в контексте национальных интересов» и отмечал: «Для меня Россия — Родина. Я хочу жить, работать и умереть здесь. Хочу, чтобы мои потомки гордились Россией — и мною как частичкой этой страны, этой уникальной цивилизации».
Четыре года спустя Михаил Ходорковский в полемике с писателем Борисом Акуниным отстаивал необходимость «сильного государства», а в последовавших после выхода из колонии интервью, в частности, в беседе с Евгенией Альбац, вообще, назвал себя «в определенной степени националистом» и назвал вопросы территориальной целостности России настолько важными, что даже продемонстрировал готовность с оружием в руках отстаивать границы страны.
«Парадоксальным образом, взгляды Ходорковского на государство близки идеалу Путина. Президент при каждой возможности подчеркивает, что Россия — многонациональное государство, народы которого связаны единой российской идентичностью», — пишет Ульрих Шмид и особо выделяет, что Ходорковский, подчеркивая, что он москвич с русско-еврейско-украинскими корнями, говорит о российской идее, а не исключительно о русской.
При этом, как считает Шмид, Ходорковский, как и Владимир Путин, хочет «сплотить многонациональное государство при помощи различных экономических, политических и культурных мер», а ведущую роль в этом процессе отводит русскому народу.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов