Госдума не хочет приравнивать Екатеринбург к Москве и Питеру
Для придания Екатеринбургу статуса города федерального значения потребуется внесение изменения в Конституцию РФ, однако вряд ли стоит расширять перечень таких субъектов, заявил РИА Новости в четверг глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин (ЕР).
Он отметил, что определение Москвы и Санкт-Петербурга как городов федерального значения имеет под собой дополнительное наполнение. Москва, к примеру, одновременно выполняет столичную функцию. «И соответственно, что касается Санкт-Петербурга и Москвы — это, в том числе, количество жителей, которые проживают на территории этих городов, они значительно превосходят количество жителей в других городах РФ. Санкт-Петербурга несет на себе дополнительный исторический отпечаток», — сказал Плигин.
Он пояснил, что для реализации предложения о придании Екатеринбургу статуса города федерального значения необходимо вносить изменения в статью 65 Конституции РФ. Глава комитета добавил, что эта статья меняется в особом порядке — путем изменений федеральных конституционных законов.
Предложение придать Екатеринбургу статус города федерального значения является чистой воды популизмом и риторической фигурой, за которой совершенно ничего не стоит. К такому мнению пришли уральские политологи. Как утверждают источники «URA.Ru» из окружения Ройзмана, изначально он вместе с депутатом-эсером Боровиком планировали взбудоражить повестку еще более кардинальным заявлением — о необходимости присоединения Екатеринбурга к Евросоюзу. От этого депутатов удержали товарищи.
«По всей видимости, была очень опасная попытка попасть в одну повестку с Украиной, — считает политолог, первый замглавы администрации свердловского губернатора Вадим Дубичев. — Там и здесь, по сути, ведется разговор на одни и те же темы, когда отдельные властные центры начинают считать свои интересы превыше всех остальных, из чего проистекает сепаратизм, который направлен на размежевание государства и страны.
Уверен, большинство людей не поддерживают эти настроения, а обсуждать начинают исключительно потому, что федеральные СМИ вбрасывают и создают искусственную повестку. Таким вот образом вместо серьезной работы с областью по решению проблем города нам предлагается непрерывная истерика, которая ничего не имеет общего ни с экономикой, ни с межбюджетными отношениями, но выгодна группе муниципальных руководителей. Куча вопросов и проблем: здравоохранение, образование, инфраструктура — вот темы, над которыми нам нужно работать совместно с городом. Нет же, нам навязывают политические игры".
Политологи усмотрели в предложении Ройзмана определенные противоречия, с предшествовавшей сегодняшнему заявлению риторикой.
«Здесь есть сразу нарушение определенной логики, — поясняет политолог Анатолий Гагарин. Парадокс заключается в том, что еще недавно тот же самый инициатор говорил, что Екатеринбург совершенно не готов к проведению крупных международных мероприятий, теперь он просит статус города федерального значения. Тут надо определиться: или мы еще не доросли, или мы уже переросли. Эта непоследовательность в аргументации и логике настораживает. Зачем вообще это нужно? Статус города федерального значения имеют сегодня Москва, Санкт-Петербург и Байконур. Может он хочет космодром построить? Я, конечно, шучу, но оснований для принятия такого решения никаких нет. Если это нужно, чтобы вбросить в повестку дня очередную волнующую тему, то ну и бог с ним, у нас таких инициатив бывает очень много. Это ведь не что иное, как продолжение той самой известной идеи об Уральской республике, которая в свое время была вброшена, а затем снята с повестки дня в результате определенного рода реакции федерального центра. Так что если инициаторы этой идеи рассчитывают получить какую-то вольницу, то пусть не обольщаются — эта опасная игра лишь усилит к нам внимание Кремля».
© РИА Новости. Павел Лисицын
Город Екатеринбург, возможно, и находится на высоком уровне развития, но сегодняшнее предложение мэра неминуемо вернет его в дремучие времена, считает политолог Дмитрий Москвин.
«Обособление — управленческое, экономическое и правовое — городов от прилегающих территорий — это подлинное Средневековье, — пишет аналитик в своем Живом Журнале. — Ройзман как лидер региональной фронды — классический сюжет эпохи „долгого Средневековья“. Нужен ли особый статус Екатеринбургу, поможет ли городу успешно развиваться? Убедительных аргументов пока что нет. Реальность мне видится гораздо сложнее той, которую видят элиты и „подавляющее большинство населения“. В Свердловской области последние годы с разной степенью интенсивности идет формирование городов-регионов — Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Вокруг них активно урбанизируются обширные пространства. В перспективе от Екатеринбурга во всех смыслах будут зависеть Первоуральск, Ревда, Верхняя Пышма, Арамиль, Полевской. А от Нижнего Тагила — Верхняя Салда, Кушва, Качканар и др».
Помимо всего прочего, уверен экс-председатель комитета по законодательству свердловского Заксобрания и политолог Анатолий Гайда, реализация идеи депутатов-тезок крайне сложна, если вообще опирается на серьезные намерения. «Первое, это сделать крайне сложно с точки зрения права, — отметил эксперт. — Поскольку города федерального значения регулируются Конституцией РФ. Менять Конституцию ради этой идеи представляется маловероятным. Во-вторых, я полагаю, что Евгений Ройзман хочет внести свой вклад в противостояние жителей Екатеринбурга и не только остальной Свердловской области, но и противопоставить Екатеринбург другим регионам Российской Федерации. Можно захотеть все, что угодно. Но это нереально практически и политически неверно. Причем, по большому счету, это ничего не даст. Ройзман думает, что сразу посыпятся федеральные деньги на Екатеринбург? Ничего не посыпется. Деньги надо зарабатывать — вот задача мэра».