Фонд нацблагосостояния не даст денег на ВСМ-2
Правительство России «прикинуло», на какие цели в кризис тратить деньги из Фонда национального благосостояния: решили пустить их на глобальные транспортные проекты. Но ВСМ-2 обошли стороной — не из-за стагнации, а потому что «РЖД» не определилось, сколько миллиардов попросить, притом, что в последний раз корпорация уточняла стоимость проекта не больше полугода назад.
Вчера президент России Владимир Путин провел спецсовещание с членами правительства РФ на тему того, куда потратить средства Фонда национального благосостояния. Напомним, сейчас в «кубышке» находится более 2 трлн. 845 млрд. рублей. В итоге часть накопленных «нефтегазовых» денег решили пустить на грандиозные транспортные проекты. В частности, среди названий промелькнули Транссиб, ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога вокруг Москвы) и МАУ (Московский авиаузел), а вот детище бывшего свердловского губернатора Александра Мишарина, проект ВСМ-2 Москва-Казань решили не финансировать.
Об этом в ходе брифинга после совещания у Путина сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Из-за того, что сроки осуществления ВСМ сдвигаются, у нас появляется 150 миллиардов для того, чтобы другие проекты включить в финансирование», — цитирует чиновника «Первый канал». При этом интересна причина, почему столь разрекламированный проект дочки «РЖД» решили «задвинуть». Как пишет «Коммерсант», Игорь Шувалов подчеркнул, что проект ВСМ-2 «никто не закрывает». «К вопросу о финансировании вернутся, «когда будет точно понятно, сколько этот проект стоит, в какие сроки денежные средства могут возвратиться», — пишет издание.
Иначе говоря, ВСМ-2 «отодвинули» от «кубышки» по причине неясности, сколько же государству нужно дать на строительство магистрали. Не так давно (уже после того, как стало известно, что если магистраль и будет строиться в ближайшее время, то только на отрезке Москва-Казань, а не Москва-Екатеринбург) стоимость ВСМ-2 резко подросла. Стоимость 1 километра дороги, по последним подсчетам, составит 1,39 млрд. рублей: в итоге весь проект потребует затрат в размере 1,068 триллиона рублей. При этом по «прикидкам» «РЖД», 62,7% от этой суммы должно выделить государство — не только через ФНБ, но и с помощью госсубсидий и облигаций Пенсионного фонда.
Впрочем, как сообщает тот же «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники в РЖД и на анализ инвестпрограммы госкорпорации (сама программа, кстати, пока еще не обнародована, а правительству она будет представлена лишь через неделю), суть в том, что «финансовая модель ВСМ-2 не была готова к совещанию».
«Без финансового обоснования никто окончательного решения по деньгам ФНБ не обнародует, но с учетом лоббистского ресурса Татарстана и РЖД очевидно, что модель с деньгами ФНБ будет в итоге утверждена», — приводит издание слова одного из анонимных собеседников, уточняя, что, скорее всего, точное решение по выделению госсредств на мега-проект будет принято к февралю-марту следующего года.