В российских поликлиниках не хватает 27% участковых терапевтов, 18% педиатров и 28% врачей общей практики (это терапевты, также владеющие навыками профильных специалистов). Такие цифры приводит фонд «Здоровье», основываясь на данных Росстата о количестве врачей различных специальностей в России (материалы ведомства есть в распоряжении РБК). Эксперты фонда полагают, что эти цифры свидетельствуют о недостаточной доступности первичной медицинской помощи для населения.
В своем исследовании специалисты «Здоровья» сравнили число ставок и количество медиков, которые работают по этому профилю. Например, к концу 2016 года в России было 47,8 тыс. ставок терапевтов и лишь 34,9 тыс. работающих участковыми специалистов, то есть 73% от числа ставок.
Ставок педиатров на конец 2016 года было 31,4 тыс., а прием вели 25,8 тыс. детских врачей. Ставок врачей общей практики было 13 тыс., их занимали 9,3 тыс. специалистов. «Общий дефицит терапевтов, врачей общей практики и педиатров составляет как минимум 22,2 тыс. человек. Это очень много, учитывая, что поликлиники и офисы врачей общей практики [распространены в небольших населенных пунктах] должны принимать на себя до 70% нагрузки всей системы здравоохранения», — отметил в разговоре с РБК директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов
Эти выводы он подтвердил примерами из наблюдений фонда, сделанных во время поездок по регионам. «В детской городской поликлинике № 1 города Тверь на три участка работает один педиатр, а в поликлинике Псково-Печерской Центральной районной больницы один терапевт обслуживает целых пять участков», — подчеркнул он. Отдельно в фонде заметили, что ситуация с обеспечением кадрами в конце 2016 года стала хуже, чем была в 2015 году. Тогда дефицит терапевтов и врачей общей практики составлял 26%, а педиатров — 17%. За 2015-2016 годы их общее число сократилось на 888 человек.
В пресс-службе Минздрава РБК заявили, что в исследовании фонда использованы предварительные данные за предыдущий год. Итоговые показатели отличаются — в 2016 году в России было 48 тыс. ставок участковых терапевтов и 35,4 тыс. врачей (то есть дефицит составляет 26%). Но число ставок не является прямым отражением потребности отрасли в кадрах, подчеркивают в Минздраве. «Число ставок формировалось длительное время под действием целого ряда факторов, в том числе субъективных. В отрасли имеется не дефицит, а дисбаланс кадров», — указывают в ведомстве.
Проблему дефицита кадров в министерстве признают и замечают, что в 2012 году был разработан комплекс мер, направленных на увеличение количества врачей в регионах. «В рамках программы „Земский доктор“ [привлечение на выгодных финансовых условиях врачей в сельскую местность] в сельскую местность переехали более 24 тыс. специалистов», — заявили в Минздраве.
Нельзя говорить об однозначном ухудшении ситуации, соглашается с Минздравом директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. Количество врачей, работающих в деревнях, до данным ВШЭ, выросло почти на 3%.
Формулировка «дефицит врачей» не подходит к показателям, полученным фондом «Здоровье», полагает первый проректор ВШЭ, эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Лев Якобсон. «Эти цифры указывают на высокий процент совмещения [когда врачи работают больше, чем на одну ставку]. Это важно, но это не единственный показатель, на который надо ориентироваться», — заметил он. По его мнению, прежде всего врачей необходимо избавить от непрофильной работы — заполнения огромного количества документации и выполнения функций медсестер. «Очень многое зависит от уровня подготовки врачей и технической оснащенности медицинских учреждений. Нельзя ориентироваться только на количество врачей и делать выводы о доступности и качестве медпомощи», — уверен Якобсон.
Осенью 2016 года министр здравоохранения Вероника Скворцова говорила, что через два-три года дефицит будет ликвидирован. Скворцова уточнила, что 54% выпускников 2017 года — это студенты целевых программ, которые после завершения обучения пойдут на места терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Коэффициент совместительства врачей с 2012 по 2016 год уже снизился с 1,52 до 1,4, подчеркнули в Минздраве.
То есть как это нельзя? Кто запретил? Ну и 3% рост это офигеть как много! Если на деньги - 3 копейки от рубля.
ни кто не болеет, все вечные , нах. терапевты ,сокращаем пачками.
Ну а как майские указы выполнять - если прямого пути нет, как из своего кармана взять и сократить ненужных писарей во всей иерархии ТФОМС и минздраве, пошли по пути увеличения нагрузки на врачей. Как итог получили массовый исход врачей и "маленькие" проблемы доступности медицины. Но Голодец, Скворцова и их босс-покемон Медведев в обычную больницу не ходят - у них персональный врач и узкие специалисты по заказу
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов