На сегодня юбиляр — Герой Труда, Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР и трёх Государственных премий России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». С 1973 года — художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»).
Он всегда подчеркивает: хорошо, когда к профессии есть генетическая склонность. Но еще надо трудиться. Так почему же он тогда сам больше не снимает кино? Почему «Двенадцать стульев», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо» — все в прошлом?
Марк Захаров, по его собственному признанию, взялся за работу над фильмом «Белое солнце пустыни» не от хорошей жизни. «Просто потому, чтобы как-то заработать. Была очень низкая зарплата,», — вспоминает народный артист СССР, художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров.
За письмами пошли сценарии, потом — режиссерские работы: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона». Захаровские картины видно сразу. Что ни фильм, то набор цитат.
Через кино массовый зритель узнал и об актрисе Александре Захаровой, дочери режиссера: в «Криминальном таланте», «Заложнице», потом в нескольких телевизионных фильмах.
Сегодня работа в кино для Захарова вот уже 30 лет как в прошлом, и возвращаться на большой экран он не собирается.
«Многие друзья-кинематографисты останавливали съемочный процесс — кончались деньги. Эта страшная зависимость от продюсера, от денег… Я просто не представляю, если в съемочный период мне бы сказали, что деньги кончаются, все израсходовали, давайте консервировать. Я бы, наверное, руки на себя наложил, я бы не пережил это», — признается Марк Захаров.
Делом его жизни был и остается театр «Ленком». В здании на бывшей улице Чехова, ныне опять Малой Дмитровке, он действительно дома. «Я люблю смотреть, сидеть в зале, когда там собирают декорации. Люди монтируют спектакль, и это очень интересное зрелище», — признался режиссер.
С каждым годом, говорит Захаров, все сложнее сделать новый интересный театральный проект, все сложнее заманить зрителя в зал.
«Я объясняю артистам: ребята, мы с вами посягнули на два с половиной часа жизни человека. Неизвестно, когда кто умрет. Может быть, два с половиной часа — это много. В вечернее время в Москве есть куда пойти. Театров много», — сказал Марк Захаров.
Впрочем, конкуренции в этом театре не боялись никогда. С 1974-го года, после выхода спектакля «Тиль», в «Ленкоме» всегда аншлаги.
Любимое место Захарова в зрительном зале — в 17-м ряду.
На спектакле «Юнона и Авось» градус заразительности есть уже лет 35. Любой, кто хотя раз был в стенах «Ленкома», ответит, с кого начинается театр, — с Марка Захарова. А с какого спектакля? С «Юноны и Авось». По словам Захарова, этот спектакль приняли сразу.
Как признается Захаров, главным богатством его театра всегда была звездная плеяда актеров. Пельтцер он переманил из Театра Сатиры, Янковского пригласил из Саратова, молодого Абдулова взял еще студентом.
«У нас вырастают новые мастера. Они помогли пережить потери, которые на нас обрушились одновременно», — отметил режиссер.
В этом году у Захарова сразу двойной юбилей: ему — 85 лет, а еще 45 лет с тех пор, как режиссер находится у руля «Ленкома». За эти годы в театре им поставлено более 40 спектаклей, в числе которых «Юнона и Авось», «Тиль», «В списках не значился», «Поминальная молитва», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Чайка», «Шут Балакирев», «Пер Гюнт» и другие. В прошлом сезоне этот список пополнился новой работой — спектаклем «Фальстаф и принц Уэльский» по Шекспиру.
Шумные торжества, признается Марк Анатольевич, для него в тягость. «Это большая канитель и большая головная боль», — считает он и отмечает, что предпочитает тихий, семейный праздник.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов