Спектакль «Кармен» выдвинут на премию «Золотая маска» в четырёх номинациях: лучший оперный спектакль, лучшая работа режиссёра (Александр Титель), лучшая работа дирижёра (Михаэль Гюттер) и лучшая женская роль (Ксения Дудникова).
«Ромео и Джульетта» представлен в семи номинациях: лучший балетный спектакль, лучшая работа дирижёра (Павел Клиничев), хореографа (Вячеслав Самодуров), женская роль (Екатерина Сапогова), мужская роль (Игорь Булыцын и Александр Меркушев), работа сценографа (Энтони Макилуэйн) и художника по костюмам (Ирэна Белоусова).
Обозреватель газеты «Ведомости» Анна Галайда:
Екатеринбургский театр оперы и балета за несколько последних сезонов стал одним из самых интересных российских коллективов. Он не просто интенсивно выдает качественную продукцию — хотя и таких театров за пределами Москвы и Петербурга немного, — но сам участвует в создании современных трендов.
«Кармен» стала очередным поводом для встречи труппы с режиссёром Александром Тителем, чьё имя олицетворяет ту эпоху, когда Екатеринбург (ещё Свердловск) в 1980-х был лидером российской оперы.
Титель перекинул её действие из XIX в. в середину XX в., в эпоху new look, легко узнаваемый крой и яркие цвета которого эффектно смотрятся на оперной сцене. Теперь Дон Хозе служит на какой-то военной базе, а его подчинённые позируют на бронетранспортёре. Кармен по-прежнему трудится на табачной фабрике. Чтобы увидеть её с подругами, горожане подъезжают к воротам на городском трамвае. Контрабандисты занимаются перепродажей грузовиков оружия.
Но перемена времени в этой «Кармен» — формальна, сдвиг на целый век ничего не меняет не только в психологии, но и в поведении людей. А сама Кармен, разгуливающая то в коротеньком халатике, то в кружевном белье и на красных каблуках, в исполнении Ксении Дудниковой явно тяготится собственной эпатажностью и свободно ощущает себя только тогда, когда её прикрывает копна роскошных волос. Возможно, из-за этого дискомфорта фальши было больше, чем можно предположить у претендентки на лучшую женскую роль сезона. Не был безупречным и оркестр под управлением Михаэля Гюттлера, хотя его эмоциональное и динамичное звучание было самой впечатляющей составляющей спектакля.
Татьяна Кузнецова, обозреватель газеты «КоммерсантЪ»:
Балетное сражение открыл фаворит конкурса — прокофьевские «Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета, получившие рекордные восемь номинаций. Эксперты отметили всех создателей лучшего спектакля: дирижёра, сценографа, художника по костюмам, трёх артистов и хореографа Вячеслава Самодурова. В своём стремлении убрать избыточный романтический пафос балетмейстер слегка перестарался, превратив героев шекспировской трагедии в моторных и истеричных тинейджеров. Однако этот немного инфантильный и очень динамичный спектакль екатеринбургская труппа станцевала с живостью и удовольствием, способными увлечь не только зрителей, но и жюри.
Эксперт «Золотой Маски» и исследователь балета Наталия Звенигородская, Forbes:
«Ромео и Джульетта» от Самодурова — это абсолютно зрительский спектакль, на мой взгляд, гораздо глубже и важнее, чем просто очередная удачная премьера.
Насущнейшая проблема российского балета — преодоление многолетнего кризиса постановочной мысли. С другой стороны, одна из очевидных тенденций последнего времени — рост интереса публики к драмбалету. Не углубляясь в музейные исторические изыскания и не осовременивая просто ради осовременивания, Самодуров играючи высвечивает дальнейшие пути развития классического танцевального языка, а вместе с ним и большого классического спектакля. То и дело с ужасом думаешь, что этот жанр стагнирует. Но появляется вот такой самобытный хореограф и с изобретательностью демонстрирует, что преданность петербургскому академизму не помеха актуализации языка.
Когда на сцену выходит Меркуцио в исполнении Игоря Булыцына, вспоминаешь, какие бывали танцовщики-актеры в «золотой век» русского балета. Всё это вместе с фантазийными костюмами Ирэны Белоусовой и образом театра «Глобус» Энтони Макилуэйна создало удивительную атмосферу, оригинальный, зрелищный, крепко сбитый и на редкость гармоничный спектакль, над которым зритель может посмеяться, поплакать и — подумать.
Майя Крылова, критик издания «Ревизор.ру»:
Хореограф Вячеслав Самодуров не в первый раз обратился к шекспировскому сюжету. Уральский балет — новая версия спектакля «Ромео и Джульетта», сочинённого Самодуровым несколько лет назад для Балета Фландрии. Постановщик кардинально переработал танцы с учётом екатеринбургской труппы, оставив из прежней версии лишь базовые принципы. Это прежде всего идея «театр в театре»: артисты некой труппы репетируют балет про трагедию в Вероне. Принцип сценографии — трёхъярусная конструкция, немного переосмысленные интерьеры шекспировского театра «Глобус» в Лондоне. И женские платья с принтами с картин художников итальянского Возрождения.
Искусно поставленные драки на шпагах придают действию экспрессивную динамику, ужимки Меркуцио (Игорь Булыцин) — юмор, «подростковые» замашки инфантильной толпы — говорят об инерции вражды. А разные по пластическому рисунку дуэты главных героев (Екатерина Сапогова и Александр Меркушев) создают формулу лирического трагизма.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов